Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Дорога на Берлин»

около 6 минут на чтение 3 комментария
Рецензия на фильм "Дорога на Берлин"

В иркутский прокат вышла военная драма «Дорога на Берлин» (12+), приуроченная к юбилейному Дню Победы.

Лето 1942 года, Южный фронт. Связиста Огаркова (Юрий Борисов) срочно отправляют с донесением в соседнюю дивизию. По дороге тот теряется в степи, едва уносит ноги от немцев и в итоге проваливает задание. За это Огаркова приговаривают к высшей мере, и сопровождать его приказывают рядовому Джурабаеву (Амир Абдыкалыков).

Совсем недавно вышло целых четыре отечественных фильма о женщинах на фронте. После «Василисы», «Батальона», «Битвы за Севастополь» и «А зори здесь тихие…» уже не верилось, что следующая русская картина о войне наконец-то окажется «мужской». Так что «Дорога на Берлин», по идее, должна вызвать невольный вздох облегчения у всех, кроме феминисток.

В этом фильме всего две главные роли, и обе мужские. «Дорога на Берлин» — сплошная сдержанность и ориентация на советский масскульт. Никакой вам «михалковщины» и «бондарчуковщины».

Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Режиссером фильма стал малоизвестный Сергей Попов, однако «Дорога на Берлин» — стопроцентно продюсерское кино знаменитого и умудренного опытом Карена Шахназарова. В 2012 году он лично снял очень недурное военное фэнтези «Белый тигр». А еще за десять лет до этого спродюсировал «Звезду» — на удивление хороший ремейк культовой военной драмы 1949 года.

«Дорога на Берлин» — тоже ремейк, отсылающий к фильму 1962 года «Двое в степи». Но, как и в случае «Звезды», его допустимо считать не столько новой версией старого фильма, сколько новой экранизацией старой повести. «Звезда» и «Двое в степи» — это прежде всего известные произведения литератора-фронтовика Эммануила Казакевича, написанные во второй половине 1940-х. Кроме того, в сценарий вкраплены фрагменты военных дневников Константина Симонова.

Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В сделанном на столь достойной основе фильме не все гладко, но ничто в нем не выглядит столь же нелепо, как само его название. О какой вообще дороге на Берлин могла идти речь в 1942 году? К тому же такой заголовок содержит неуместную отсылку к бравурной победной песне Леонида Утесова.

С таким же успехом картину можно было назвать «Темная ночь», даром что все ее действие происходит при ярком солнечном свете. Зато по атмосфере фильм Попова и Шахназарова куда ближе к балладе Марка Бернеса о том, что «смерть не страшна», чем к утесовскому джаз-маршу про «название такое, право слово, боевое».

Понятна вся сложность стоявшей перед продюсерами задачи. «Двое в степи» — название по сегодняшним меркам скучнейшее. Положим, «А зори здесь тихие» — немногим лучше, но ведь это раскрученный бренд, словосочетание, которое у всех на слуху. А многие ли слышали о кинокартине «Двое в степи»? Когда-то таких лент в год выпускалось по десятку.

Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

К сожалению, эти мысли наталкивают примерно на те же выводы, которые можно сделать после просмотра новых «Тихих зорь». Фильм Давлетьярова заведомо обречен на сравнение со знаменитым фильмом Ростоцкого. Зритель «Дороги на Берлин» сможет поступить так же, разве что специально посмотрев перед походом в кино «Двоих в степи».

Ну и к каким же выводам придет столь продвинутый и въедливый зритель? А вот к каким: новая версия похождений русского и казахского фронтовиков почти не уступает старому варианту! «И только-то?», — изумятся те, кто еще питает какие-то иллюзии относительно современного русского кино. Ответить им можно одно: «Уж поверьте, такой расклад даже можно считать очень удачным».

Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Чем мог похвалиться фильм «Двое в степи»? В том-то и штука, что ничем. Таких военных полотен за вторую половину прошлого века было снято сотни и сотни. Однако большинство из них по сей день производят положительное впечатление. Главные составляющие «Двоих в степи» — черно-белая пленка, гипнотическая музыка армянского композитора Тер-Татевосяна и убедительность кадра.

В последнем пункте, кажется, и кроется главный парадокс в «отношениях» советского и постсоветского кино. Почему нашим старым актерам и режиссерам, их нецветным фильмам (не только о войне) веришь как родным, а вот современным верить не получается? Это невозможно объяснить, но очень легко почувствовать: с таким эффектом восприятия постоянно сталкивается российский зритель, обладающий каким-никаким бэкграундом.

Невероятным комплиментом современному фильму будет сказать, что он почти не уступает советским картинам. Про «Дорогу на Берлин» такое сказать можно. Ну и что же? Выходит, эта драма — серьезный прорыв и большущее достижение? Что ж, если судить о картине не по гамбургскому счету, а исключительно в контексте «общего фона», то выходит именно так.

Уровень лучших современных фильмов сопоставим лишь с очень средними картинами советских времен. То есть о новых «Они сражались за Родину» или «Семнадцати мгновениях весны» речи сегодня не идет.

Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Дорога на Берлин». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Дорога на Берлин» принуждает вспомнить о такой общей для советских режиссеров добродетели, как чувство ритма. Знатоки нашего старого кино не дадут соврать: те фильмы могли быть сколь угодно идеологическими, патетическими и аскетическими, но только не затянутыми! Киношная заторможенность отсутствовала тогда совсем.

Во время просмотра «Дороги на Берлин» трудно избавиться от ощущения, что каждая ее сцена только выиграла бы при сокращении вдвое. И положение у авторов в любом случае было безвыходное, ведь короткометражки в нынешнем широком прокате не котируются.

Какой же оценки заслуживает «Дорога»? Можно сказать так: для 2015 года это нормальный кинопродукт, местами даже хороший. Но выйди такой фильм лет 40 назад, ему был бы вынесен однозначный приговор: очень слабо, у нас снимают лучше.

Расписание фильма «Дорога на Берлин» смотрите в нашей киноафише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20150512/berlin/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля