Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Фильм «Непрощённый»: такое сложно простить

около 5 минут на чтение 29 комментариев
Фильм "Непрощённый": такое сложно простить

В прокат вышла российская драма «Непрощённый» — серьёзный фильм режиссёра Сарика Андреасяна.

Летом 2002 года семья архитектора Виталия Калоева (Дмитрий Нагиев) вылетела к мужу и отцу в Барселону, где тот работал по контракту. Но встретиться им было не суждено — самолёт Ту-154 столкнулся в воздухе с «Боингом-747». Погибли все.

Режиссёр Сарик Андреасян размазывает историю на 110 минут экранного времени — и будьте уверены, что никаких сюрпризов на всём их протяжении не будет. Что ожидаешь увидеть от кино с таким сюжетом, то и увидишь. Особенно если знаком с уровнем мастерства Андреасяна, главного российского наследника известного Эда Вуда.

Полтора года назад в прокат выходила американская киноверсия описанных событий — фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером. Действие перенесли в Штаты, Виталия Калоева назвали Романом Мельником, досочинили много лишнего и неправдоподобного.

Наш дядя Сарик неожиданно ступил на путь гиперреализма, сняв максимально дотошную картину, где все названы своими именами и во главу угла поставлена приверженность реальным фактам. Кто поступил правильнее — кинематографисты-американцы или режиссёр-армянин? Не торопитесь с ответом, он не так очевиден.

Одно дело, когда снимают о «преданьях старины глубокой» вроде гибели «Титаника». И совсем другое, когда через считаные годы после катастрофы принимаются сыпать соль на незажившие раны родственников несчастных жертв.

Да что говорить о родственниках, если даже обычного зрителя «Непрощённого», знающего об том, что это реальная история, берёт оторопь. Представьте себе, что сняли художественный фильм про трагедию «Норд-Оста», Беслана или Кемерово. Хотели бы вы такое посмотреть?

Да, падения самолётов — не столь шокирующие и резонансные трагедии. Но пока кто-то до сих пор оплакивает погибших, на их горе решают нажиться сомнительного толка дельцы от шоу-бизнеса. На подобное кино ходить-то совестно — кем же надо быть, чтоб его снимать?

Известно кем — Сариком Андреасяном. Ладно с американцами… они далеко, нам чужие, да и сюжет «перелопатили» до неузнаваемости. Но зачем за ту же тему браться режиссёру «Беременного» и «Карлосона»?

Некоторым знакомо то чувство неловкости, которое испытываешь, находясь с человеком, убитым подлинным горем. Прекрасно понимаешь, что никаких правильных и утешительных слов в подобной ситуации нет и быть не может, но всё равно бормочешь какие-то банальности. Ровно этим и занимается здесь Андреасян, а перманентное чувство неловкости испытываем мы, зрители.

Даже если закрыть глаза на аморальность самой затеи, останется много вопросов. Неужели создателям не совестно заниматься такой топорной манипуляцией зрительскими чувствами, которая перестала работать ещё во времена первых звуковых фильмов? Авторам неизвестно, что монотонным нагнетанием траурно-панихидного настроения они добьются от зрителя не сочувствия, а желания выйти из зала? Что игрушечки на кроватке, бусинки на травке и приблудные котятки — это невыносимо приторно, но совершенно не трогательно? Что разбрасывать по кадру трупы детей — запрещённый приём?

Отдельная тема — пресловутая героизация преступления Калоева. Здесь Сарик, конечно, знал, на что ставил: в стране, привыкшей не ждать справедливости от власти, к идее самосуда массы всегда относились сочувственно.

И вот тут мы подходим к принципиальному моменту, в котором известный своим тотальным творческим бесстыдством Андреасян вновь оказался в разы ниже голливудских коллег. В штатовской картине «Последствия» диспетчеру уделялось внимания не меньше, чем главному герою: страдали оба, и обоих даже было почти одинаково жаль. Не то в «Непрощенном»: здесь диспетчер последовательно показывается бессердечной скотиной, который ничего, кроме ножа под ребро, и не заслуживает. Вы такой расстановкой акцентов к чему призываете, гражданин Сарик?

Об этом вроде можно было и не говорить, поскольку человека, черпающего представления о морали из кинематографа Андреасяна, до этого времени очень сложно было себе представить. Но в данном случае картина Сарика действительно выглядит не таким уж ничтожным трэшем: не столько из-за темы и «документальности», сколько из-за артиста Нагиева, драматически сильного и убедительного, несмотря на то что известен он в основном как комик и шоумен. И если припомнить название передачи, некогда принесшей Нагиеву известность, то начинаешь жалеть об отсутствии на афишах с «Непрощённым» созвучной с ней надписи: «Осторожно, Андреасян!». Фильмы Сарика давно пора снабжать таким ярлыком.

Фильм «Непрощённый» показывают в кинотеатрах Иркутска с 27 сентября 2018 года. Покупайте билеты онлайн в Афише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20181001/nagiyev/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

5 историй, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход