Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Фильм «Суспирия»: почему лучше остаться дома

около 6 минут на чтение 9 комментариев
Фильм "Суспирия": почему лучше остаться дома

В прокат вышел претенциозный ремейк бесподобного итальянского хоррора «Суспирия». Хороший повод не идти в кино, а остаться дома и посмотреть оригинальную картину 41-летней давности.

В 1977 году юная американка Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в Западный Берлин, чтобы осуществить свою мечту — поступить в прославленную танцевальную школу, которой заправляет мадам Блан (Тильда Суинтон). Вакантных мест тут обычно нет, но Сьюзи повезло: аккурат перед ее приездом бесследно исчезла воспитанница Патриция (Хлоя Грейс Морец).

Параллельно престарелый психоаналитик Клемперер (снова Тильда Суинтон), к которому Патриция ходила на прием, решает выяснить, что же случилось с девушкой. Старик помнит: пропавшая рассказывала, что танцевальной школой заправляют всамделишные ведьмы, но он в такое не верил и не верит. И, конечно, зря!

Кадр из фильма «Суспирия». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Суспирия». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В том самом 1977-м вышла оригинальная «Суспирия» — титульный фильм великого итальянского хоррормейкера Дарио Ардженто. Модный сейчас режиссер Лука Гуаданьино давно хотел переснять на свой лад эту картину своего соотечественника.

Перед тем как Луке удалось приступить к съемкам собственной «Суспирии», он успел поставить пять полнометражных фильмов — и ни в одном из них не было и намека на то, что режиссеру интересны хорроры и мистика. Напротив, всё, что Гуаданьино раньше снял (от отличной гетеросексуальной драмы «Большой всплеск» до отвратительной гомосексуальной мелодрамы «Зови меня своим именем»), свидетельствовало, что этот итальянец — скорее наследник Висконти и Бертолуччи, чем Марио Бавы и Дарио Ардженто.

И вдруг фильм ужасов, да еще про танцы. Такое можно ожидать от Даррена Аронофски («Черный лебедь») или Гаспара Ноэ («Экстаз») и заранее не сомневаться, что у этих отчаянных чертяк заранее получится нечто кроваво-классное. Но когда за аналогичное дело взялся манерный содомит Гуаданьино, всем поклонникам жанра осталось только горько-горько заплакать. Тех, кто так и сделал, интуиция не подвела: арджентоманам здесь действительно нечего ловить.

Кадр из фильма «Суспирия». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Суспирия». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Каюсь, у меня была смутная надежда на лучшее в виде шальной мыслишки: «О’кей, ужасов от Гуаданьино всё равно не дождешься, но, может, хоть с танцами будет порядок?». Известно ведь, что танец — самое киногеничное действие: с должным сопровождением и даже при минимальной технике исполнения такие вещи на экране могут просто завораживать.

Но нет, почти ничего не вышло и с танцами. Что-то такое живое промелькнуло в синхронной сцене пляски новенькой Сьюзи и эпизода мистического наказания несчастной ученицы Ольги (в исполнении русского хореографа Елены Фокиной). Однако и это безбожно затянуто и несколько не доделано. Физиологическое отвращение зрителю передается, но не более, а заставить смотрящего поморщиться — невелика наука. Тот же Ардженто столь лобовыми приемами никогда не злоупотреблял.

Дакота Джонсон в роли Сьюзи. Кадр из фильма «Суспирия» с сайта www.kinopoisk.ru
Дакота Джонсон в роли Сьюзи. Кадр из фильма «Суспирия» с сайта www.kinopoisk.ru

Потом Гуаданьино еще попытается вступить на территорию Дэвида Линча, заставляя вспомнить, что в том же 1977 году вышел незабываемый линчевский дебют «Голова-ластик». Но уровень этого фильма для Луки столь же недостижим, как и качество оригинальной «Суспирии». Те ночные кошмары, которые мадам Блан внушает Сьюзи, в лучшем случае напоминают раскрашенную версию «видеозаписи-убийцы» из фильма «Звонок» (только у Гуаданьино и это опять же совсем не страшно). Полностью удовлетворительной в конечном итоге невозможно признать не то что ни одну составляющую новой «Суспирии», но и ни единую ее сцену.

Подвела даже Тильда Суинтон. А ведь еще недавно казалось, что эта дама способна вывезти своим участием какую угодно киночепуху. Здесь Тильда зачем-то перевоплотилась в старикашку мужского пола. Могут сказать: «Зато как концептуально — абсолютно все роли в картине исполняют женщины!».

Допустим, но к чему вообще было вводить сюда этого унылого и никчемного персонажа в штанах? Он сам и вся его вымученная сюжетная линия абсолютно ничего в картину не привносят, а только утяжеляют и удлиняют повествование.

Тильда Суинтон в роли мадам Блан. Кадр из фильма «Суспирия» с сайта www.kinopoisk.ru
Тильда Суинтон в роли мадам Блан. Кадр из фильма «Суспирия» с сайта www.kinopoisk.ru

«Суспирия» Гуаданьино идет на час больше «Суспирии» Ардженто — а кажется, что на все два часа! В фильме есть пролог, эпилог и целых шесть действий — каждое со своим названием (у Тарантино, что ли, подсмотрено?). Но это еще одна бессмыслица, учитывая, что ни одно действие от других не отличается, каждое представляет собой нечто вязкое, нудное, перманентно затянутое и затемненное. Редкие всполохи энергичных па и брызг крови только дразнят: мол, подождите, не уходите, не засыпайте, вот-вот начнется подлинное зрелище… А в итоге — пшик да и только.

Дождаться финальных титров, не уйти и не заснуть, признаться, трудно. Тем, кто знаком с оригинальной «Суспирией», вообще не позавидуешь: для них этот просмотр может обернуться моральной пыткой.

Кадр из фильма «Суспирия». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Суспирия». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Отдельная категория граждан, конечно, всё равно побежит на фильм, невзирая на все увещевания, а именно фанаты группы Radiohead. Ведь «Суспирия 2018» — первый фильм, к которому соизволил написать музыку известный рок-меланхолик Том Йорк.

Трудно представить себе кино, в котором страдальческие инструментальные виньетки и драматические завывания Йорка были бы более неуместны, чем в ремейке «Суспирии». Той самой «Суспирии 1977», для которой создала подлинно нетленный саундтрек мощнейшая итальянская прог-рок-группа Goblin.

«Вино переходит в уксус, Мюнхгаузен — в Феофила», — с горечью говорил герой еще одного прекрасного фильма конца 70-х. И почти всякий нынешний ремейк заставляет продолжать эту цитату в том же духе: мол, Ардженто переходит в Гуаданьино, Goblin в Radiohead…

Видимо, сидят на какой-нибудь Лысой горе злобные ведьмы и год за годом наводят порчу на современную культуру. Иначе как это всё объяснить?

Смотрите расписание иркутских кинотеатров и покупайте билеты в кино в нашей афише.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20181203/suspension/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля