Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Балканский рубеж»

около 5 минут на чтение 29 комментариев
Рецензия на фильм "Балканский рубеж"

В прокат вышел «Балканский рубеж» — почти неглупый, в какой-то степени интересный, но на понтах.

1999 год, Югославия. Отряд российских спецназовцев, возглавляемый командиром Беком (Гоша Куценко), получает приказ захватить и удерживать косовский аэропорт Слатина до момента прибытия российских миротворцев. Однако гораздо раньше последних на месте оказываются албанские террористы. И теперь отряду Бека трудно будет не то что выполнить приказ, но даже просто остаться в живых.

Самое время вспомнить бомбардировку Югославии во время войны в Косове. И если в современном российском фильме, затрагивающем эти события, рассказывается об операции российского спецназа, то «мощным и своевременным пропагандистским месседжем» от такого фильма несёт за версту.

К счастью, эти ожидания не оправдались: в смысле исторической точности и патриотической направленности «Балканский рубеж» достаточно корректен. Но в то же время не раз и не два во время этой невыносимо длинной (150 минут!) картины можно утомиться от этой корректности и ощутить нехватку привычных для нашего кино чудовищных передержек. Без них лента выглядит чересчур уж голливудской, причём, «не первой свежести», словно бы снятой именно во времена описываемых событий.

Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Понятно, что режиссёр фильма Андрей Волгин предпочёл пойти по неверному (но зато, как показала практика, обещающему кассу) пути Фёдора Бондарчука, сняв картину на тему «русские на войне», используя исключительно американские средства выразительности. И уже в одной из первых сцен постановщик крепко подставляется, когда включает за кадром мелодию песни «Феллини» из репертуара групп «Сплин» и «Би-2».

Эту же музыку использовал Алексей Балабанов в великом фильме «Война» — и каким же ничтожным на фоне той картины выглядит «Балканский рубеж»! Но в чём-либо остальном подражать самобытнейшему архирусскому режиссёру Балабанову Волгин не решается, предпочитая брать на вооружение образцы попроще да потопорнее, вроде «Рядового Райана» Спилберга или «Чёрного ястреба» Ридли Скотта. Ну а когда российский режиссёр «даёт Спилберга», получается известно что: не просто топорный блокбастер, а какая-то каша из топора.

Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Вопреки ожиданиям, военного действия в «Балканском рубеже» не так уж много, а то, что есть, снято по опостылевшему всему человечеству, кроме наших кинодеятелей, экшен-рецепту: всё очень быстро, всё трясётся, все истошно орут. Что ж, на войне как на войне — ведь именно так показывали войну в «бэшных» боевиках о Вьетнаме, на которых, видно, выросли создатели «Рубежа». Ещё один ингредиент в кашу.

Вероятно, оттуда же в «Балканском рубеже» смакование отвратительного насилия и манера героев отпускать плоские шуточки даже в самые неподходящие для этого моменты. А из современных голливудских боевиков заимствован интернациональный принцип составления отряда положительных вояк. В данном случае в него входят албанец, ингуш, татарин, серб, узбечка и чуть ли не один-единственный русский.

Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В целом, «Балканский рубеж» доказывает одно: массовое российское кино по-прежнему не избавлено от болезни, которой болеет чуть ли не с начала века и имя которой — понты. Убери понты, и от фильма не останется ничего: пустота, голый экран.

Такими были «Девятая рота» со «Сталинградом», таков же и «Балканский рубеж». Хотя Волгин помастеровитее Бондарчука и, по крайней мере, умеет держаться заданного тона: фильм идёт ровно, гладко, не сбиваясь на безвкусицу. Тем не менее, понты и тут правят бал.

По сравнению с хвалёным «Т-34» работа Волгина — тоже шаг вперёд: здесь совсем нет лубочности и куда меньше слоумо (хотя всё равно многовато). Однако характеры выписаны немногим ярче, чем у экипажа машины боевой под предводительством Александра Петрова.

Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Балканский рубеж». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Как ни выискивай достоинств в «Балканском рубеже», общий итог всё равно останется неутешительным. Во-первых, каждое из тех самых достоинств придётся сопровождать оговоркой: «довольно профессионально», «почти неглупо», «в какой-то степени интересно». А во-вторых, самое главное, что должно быть в фильме на серьёзную историческую тему, в «Балканском рубеже» отсутствует напрочь, — убедительность. Сколько бы оператор ни злоупотреблял «репортёрским» стилем съёмки, эффекта попадания в гущу косовской войны не возникает у зрителя ни на секунду. «Боевичок с Куценкой» — он и есть «боевичок с Куценкой».

Самыми живыми и правдивыми кадрами во всей картине остаются фрагменты телевизионных новостей образца 1999 года, которыми режиссёр Волгин по недомыслию инкрустировал свой фильм со всех сторон. На этом фоне неизгладимая фальшь и невольная пригламуренность оригинальных кадров «Балканского рубежа» не просто бросается в глаза, а прямо режет их. Поберегите, в общем, ваше зрение!

Фильм «Балканский рубеж» показывают в кинотеатрах Иркутска с 21 марта. Смотрите расписание и покупайте билеты онлайн в Афише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20190325/boundary/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля