Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Рецензия на фильм «Война Анны»

около 5 минут на чтение 6 комментариев
Рецензия на фильм "Война Анны"

«Война Анны» — жёсткая лаконичная монодрама практически без слов, но с весомым эмоциональным зарядом. Ценителям нестандартных художественных подходов в кино рекомендуется не проходить мимо.

В массовом расстреле фашистами жителей украинской деревни чудом остаётся в живых девятилетняя Анна (Марта Козлова). Сотрудничающие с врагом крестьяне сдают девочку в немецкую комендатуру. Там Анне, к счастью, удаётся незаметно от всех укрыться в топке неработающего камина.

Теперь девочка вынуждена в течение дня тихо сидеть в дымоходе, а по ночам выбираться на поиски еды. И неизвестно, что произойдет раньше: разгром оккупантов или намерение последних всё-таки разжечь в комендатуре камин.

«Война Анны» меньше всего похожа на типичный российский фильм к 9 Мая. Поэтому те, кто пойдет на это кино в расчёте на что-нибудь в духе «Т-34», явно будут разочарованы.

А вот любители неординарного, не массового, некоммерческого кино (проще говоря, артхауса) обязательно «Войну Анны» оценят. Тем более что таким любителям почти наверняка что-то говорит имя режиссёра Алексея Федорченко, который прославился в узких кругах ещё в 2004 году, когда вышел его дебют «Первые на Луне» — завиральная и занятная подделка под документальное кино.

Своеобразная тонкая издевка, элемент художественной провокации казались неотъемлемыми чертами почерка Федорченко, пока режиссёр не взялся за такую тему, где всяческие «шпильки» неуместны. Впрочем, иные эпизоды «Войны Анны» тоже можно принять за эпатаж, но это будет неправильно. Здесь ведь не «жесть ради жести», а попытка честного взгляда на трагические исторические события — более честного, чем у массы других авторов и режиссёров, работавших с подобным материалом.

Кадр из фильма «Война Анны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Война Анны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Война Анны» — это не софт-фильм об ужасах Великой Отечественной типа классической «Жила-была девочка» (кино про ленинградскую блокаду, которое можно смотреть в любом возрасте). Фильм скорее стоит в одном ряду такими дискомфортными произведениями, как «Иди и смотри» (там главный герой тоже несовершеннолетний, но от самой картины редкий взрослый не содрогнётся).

«Война Анны» далека не то что от постсоветских фильмов о войне, но и от большинства советских.

Выйди такая картина в 60-х или 70-х, её неминуемо бы запретили, и до зрителя она бы добралась только с началом перестройки. Что было бы не так плохо. Запрет подобному кинематографу идет только на пользу — хоть какой-то интерес со стороны широкой публики появляется. А в сравнительно неподцензурном 2019-м никакой резонанс «Войне Анны», понятно, не светит.

Алексей Федорченко, конечно, и сам это понимает. Изначально режиссёр намеревался экранизировать повесть братьев Стругацких «Малыш» — историю про ребёнка, выжившего в звездолётной катастрофе на чужой планете и вынужденного в одиночку приспосабливаться к экстремальным обстоятельствам. Но с этой задумкой (небесперспективной в коммерческом отношении) что-то не сложилось, и режиссёр переделал сюжет из научно-фантастического в гиперреалистический.

Кадр из фильма «Война Анны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Война Анны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Однако Федорченко не был бы Федорченко, если бы ограничился натурализмом и «шокингом». Последнего в картине тоже хватает, но для авторов это не самоцель, и каждая жуткая подробность оттеняется лёгким сюром, еле уловимым привкусом фэнтези. Это роднит «Войну Анны» с «Лабиринтом Фавна» Гильермо дель Торо — лентой, которую Федорченко и его со-сценаристка Наталия Мещанинова, конечно, не могли не видеть. И всё-таки если дель Торо предпочитает развивать повествование именно как сказку, Федорченко не может себе этого позволить, последовательно осуществляя свой выбор в пользу были.

На этом пути режиссёру очень помогают правильные соратники: прежде всего юная исполнительница главной роли плюс видный оператор Алишер Хамидходжаев, которого уже можно назвать корифеем русского артхауса. Его камерой снято множество заметных фильмов — от «Все умрут, а я останусь» и «Сказка про темноту» до «Жить» и «Аритмия».

Кадр из фильма «Война Анны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Война Анны». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

В «Войне Анны» Алишер вновь сработал на совесть, найдя нужный баланс между взглядом на враждебный мир, как его видит девятилетняя девочка, и объективизмом, который всё-таки почти всегда необходим в кинематографе. Именно отсутствие объективной съёмки делает столь невыносимой для просмотра прославленную венгерскую картину про холокост «Сын Саула». «Война Анны» куда более благосклонна к привычному зрительскому восприятию.

Кое-какими просчётами постановка всё же грешит: лобовой монтаж без изысков, периодическое топтание на месте, отсутствие внятного сюжетного стержня. Впрочем, фрагментарность и мозаичность — неизменные атрибуты кинематографа Федорченко, и за них ему можно и не пенять.

Смотрите расписание фильма «Война Анны» и оставляйте отзывы о нём в Афише IRK.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20190512/anna/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход