Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
22 дня
12:34:08

 Спецпроект «О кино»

Фильм «Солнцестояние»: смотреть или не стоит?

В прокате продолжает идти «Солнцестояние» — совсем не страшный, но как бы глубокомысленный фильм ужасов.

У девушки Дени (Флоренс Пью) погибла семья, вследствие чего её бойфренд Кристиан (Джек Рейнор), давно планирующий подругу бросить, из жалости всё-таки не бросает — и даже увозит с собой в Швецию. Там Кристиан и его друзья-антропологи планируют изучать жизнь загадочной сельской общины, практикующей страннейшие ритуалы. Дени это путешествие действительно отвлечет, ибо всё, что она видела и пережила до этого, покажется цветочками.

Флоренс Пью (Дени) и Джек Рейнор (Кристиан). Фото с сайта Kinopoisk.ru
Флоренс Пью (Дени) и Джек Рейнор (Кристиан). Фото с сайта Kinopoisk.ru

Сценарист и режиссёр Ари Астер обратил на себя внимание в прошлом году, когда вышел его дебют «Реинкарнация» — перехваленный, хотя и запоминающийся хоррор. Там всё было более-менее по правилам, в традициях жанра: нежить, приходящая по ночам; злые мёртвые дети против добрых живых детей; страшные старухи, спириты, скримеры.

В этот раз воодушевлённый похвалами Астер решил, наоборот, нарушить правила — снять максимально нетипичный, неортодоксальный, «неправильный» хоррор. При всех оговорках, с этой задачей он справился, чем, несомненно, приобрёл себе много поклонников. Но, пожалуй, ещё большее количество зрителей надолго отпугнул от своего творчества.

Фото с сайта Kinopoisk.ru
Фото с сайта Kinopoisk.ru

Начнём с того, что почти всё действие «Солнцестояния» в полном соответствии с заголовком разворачивается при ярком солнечном свете. Оригинальный ход для фильма ужасов? А то! Вот если бы ещё он получился хоть самую малость страшным… Но нет, мы, кажется, требуем невозможного, это было бы уж слишком. В художественной смелости автору в любом случае не откажешь.

Более традиционная «Реинкарнация», кстати, была не на шутку жуткой. А «Солнцестояние» с его полным отсутствием всерьёз пугающих сцен напоминает столь же «антистрашный» ужастик этого года — «Мы» Джордана Пила. Но в «Мы» хоть всё традиционно темно, а этот Астер вон что творит?! Солнечных зайчиков в глаза зрителям пускает и, кажется, всерьёз думает, что они жмурятся вовсе не по этой причине, а от нестерпимого страха.

Когда-то один из очевидных кумиров Астера, великий Кубрик, взялся экранизировать «Сияние» Стивена Кинга с намерением снять самый страшный фильм в истории. Это у него не вышло, но получился шедевр киноискусства. Что-то подобное в миниатюре повторил Астер, вместо хоррора выдав обманчиво многозначительную ленту-загадку, которая наверняка приобретёт статус культовой и долго ещё будет расшифровываться энтузиастами.

Действие разворачивается во время празднования Солнцестояния загадочной сельской общиной где-то в Швеции. Фото с сайта Kinopoisk.ru
Действие разворачивается во время празднования Солнцестояния загадочной сельской общиной где-то в Швеции. Фото с сайта Kinopoisk.ru

К пресловутому «Сиянию» в «Солнцестоянии» есть ряд неявных отсылок. Впрочем, сколько бы режиссёр ни старался хоть каким-то бочком прислониться к Кубрику, на роль кинематографических предков «Солнцестояния» куда больше годятся другие картины — вполне традиционные фильмы ужасов 60-х—70-х, повествующие о диких провинциальных ритуалах, такие как «2000 маньяков» и «Плетёный человек».

Почему-то об этих весьма достойных произведениях Астер в своих интервью помалкивает, зато не упускает возможности отвесить эстетский поклон британскому режиссёрскому дуэту Пауэлл–Прессбургер, в середине века снявшему ряд признанных шедевров авторского кино. Так вот ты куда, Астер, метишь — в «авторы», в мэтры! Чего ж тогда на территорию хоррора полез? «Что дозволено Кубрику, то не дозволено быку» — слышал такое, нет?

Ещё в «Реинкарнации» было заметно, что сценаристу-режиссёру несколько тесно в рамках жанрового кино. «Солнцестояние» уже вовсю переливается бликами того, что можно назвать высокой кинематографической культурой: «вылизанной» картинкой, симметричной выстроенностью каждого кадра, длинными планами и медитативными молчаливыми сценами а-ля Тарковский. Плюс позаимствованная у престижнейших режиссёров современности манера уклоняться от прямых ответов, забрасывать зрителя принципиально непостижимыми визуальными метафорами, снимать «детективы без разгадок» и прибегать к открытым финалам.

«Кровавая баня» здесь тоже, конечно, будет, но чуть ли не в качестве уступки низким вкусам рядового зрителя, охочего до жестокости. Видно, что самому режиссёру такие сцены уже не очень интересны в силу их прямолинейности.

Основной хронометраж очень длинного (и, как следствие, затянутого и скучного) фильма посвящён эпизодам чисто этнографического толка. Астер явно наслаждается своей тонкой издевкой, делая вид, что снимает реальный документальный фильм о жизни никому не известной североевропейской секты.

«Что я только что посмотрела?!» — в недоумении воскликнула едва совершеннолетняя девушка с соседнего ряда, когда поползли финальные титры. Знала бы она, что для режиссёра Астера такая реакция — высшая похвала его творению. Что ж, с пристойным оператором, вдумчивым композитором, креативными художниками, старательными актёрами почему бы и не снимать аналогичные творения? Хоть по два в год можно «клепать» — охотники дивиться да восторгаться всё равно найдутся.

Расписание и билеты в кино — в Афише IRK.ru. А вы уже посмотрели фильм «Солнцестояние»? Как впечатления?

Евгений Новицкий, IRK.ru

  • merz 29 июля 2019 в 13:59

    Какие еще скримеры вы разглядели в Реинкарнации? Астер гениален уже хотя бы тем, что в этих фильмах практически нет технических хоррорных приемов - ни одного резкого неожиданного звука, внезапного навода камеры, нагнетающего саунда, все действие идет как бы само, но зритель не отстраняется, как на…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля