Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

К чему готовиться, идя в кино на фильм «Щегол»

около 5 минут на чтение 2 комментария
К чему готовиться, идя в кино на фильм "Щегол"

В прокат вышел «Щегол» — фильм, основанный на одноимённом романе современной американской писательницы Донны Тартт, получившей за него Пулитцеровскую премию.

Антиквар Теодор Декер (Энсел Элгорт) ведёт существование в удушливом Нью-Йорке. Когда герою было 13 лет, в результате теракта в музее погибла его мать. Сам мальчик остался цел, но в суматохе зачем-то унёс с собой маленький шедевр эпохи Возрождения — картину Карела Фабрициуса «Щегол».

Потом Теодор долго скитался по разным семьям, заводил друзей, влюблялся, предавался разным порокам. Но внутренне постоянно был зациклен на двух образах — погибшей матери и похищенном «Щегле».

Кадр из фильма «Щегол». Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Щегол». Фото с сайта www.kinopoisk.ru

«Щегол» американки Донны Тартт, один из самых громких романов последних лет, должен был удостоиться экранизации. Но, как часто бывает с произведениями высокой (а не бульварной) литературы, снимать фильм взялись не те люди — гораздо меньшего масштаба, чем автор книги.

Так, из фильмов режиссёра Джона Краули известен разве что его «Бруклин» — тоже экранизация. Но там были хороший сценарист (писатель Ник Хорнби, адаптировавший для экрана роман Колма Тойбина) и удачный актёрский ансамбль.

В случае «Щегла» есть вопросы и к кастингу, и к сценаристу. Достаточно вспомнить, во что превратил Питер Строхан литературные хиты «Шпион, выйди вон!» и «Снеговик», переписав их для экрана. Спустя рукава написан им и сценарий «Щегла».

Роль взрослого Теодора Декера исполнил Энсел Элгорт
Роль взрослого Теодора Декера исполнил Энсел Элгорт

Роман «Щегол», говорят, славится редкостной внятностью — писательница Донна Тартт обстоятельно излагает линейный сюжет, совершенно в манере «критических реалистов» 19-го века. Строхану такой подход показался устаревшим — и он всё перемешал. В итоге взрослый Тео бесконечно вспоминает своё сиротское детство, и получающееся нагромождение флешбэков, как часто бывает в современном кино, утяжеляет картину до невозможности.

Можно было бы добавить: «Но ведь фильм и без того тяжёл!». Но нет, на уровне содержания этого совсем не чувствуется. Охотно верится, что вызвавшая восхищение книга Тартт несёт в себе и глубину, и многослойность, и оригинальность. На экране же мы видим переливание несвежей водицы из пустого в ещё более порожнее.

Воплощением этой маеты предстаёт на экране унылый Энсел Элгорт, туповатая отрешённость которого списывается в комедийные экшены типа «Малыша на драйве», но совсем не смотрится в драмах «на сверхсерьёзных щах».

Николь Кидман и Энсел Элгорт. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Николь Кидман и Энсел Элгорт. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Несовершеннолетние актёры из первой половины фильма (и флешбэков во второй) играют заметно лучше Элгорта и его ровесников, но при этом они крайне не обаятельны. Конечно, трудно требовать от юного ботаника-очкарика по кличке Поттер магнетизма в стиле Тома Круза. Но уж на что персонаж Тео неприятен в детстве, во взрослом состоянии он нестерпим втройне.

Ущербность антипатичного «молодняка» призваны оттенять Джеффри Райт и Николь Кидман. Однако, как это часто бывает со зрелыми актёрами, в какой-то момент их мощь становится почти неотличима от самопародии. И в слабых постановках вроде «Щегла» это заметно более, чем где-либо.

Убедительнее всех выглядит дуэт не самых известных артистов среднего поколения — Люка Уилсона и Сары Полсон, изображающих папашу маленького Тео и его вульгарную подружку. Эпизоды с их участием немного оживляют фильм, чего столь мучительно не хватает всем прочим сценам.

Сара Полсон и Люк Уилсон. Фото с сайта www.kinopoisk.ru
Сара Полсон и Люк Уилсон. Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Неспешный ритм, неоправданная затянутость, неуклюжая неторопливость во всём… Помилуйте, в таком ли темпе надо экранизировать 800-страничный роман, когда речь идёт о формате односерийного полного метра?

Одного оператора подогнали под стать материалу — Роджера Дикинса, снявшего почти все фильмы братьев Коэнов. Но на полутеатральной структуре «Щегла» (действие редко проходит вне четырёх стен) ему не развернуться. Вот так и тянется, и тянется, и тянется эта волынка, причём, её затянутость очевидна с первых кадров.

«Ах, как же, как же случилось, что настолько исковеркалась судьбина столь положительного, столь начитанного мальчика?» — заламывают руки режиссёр Краули и сценарист Строхан. Интересно, что сказала бы сама Донна Тартт? Вообще, она затворница типа Сэлинджера, но ответ на вопрос очевиден и без обращения к ней: ничего хорошего.

Смотрите расписание кинотеатров Иркутска в нашей афише. Уже видели фильм? Понравился?

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20190916/goldfinch/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход