Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
наверх

Рецензия на фильм «Джокер»

около 5 минут на чтение 23 комментария
Рецензия на фильм "Джокер"

В прокат вышел «Джокер» — история становления суперзлодея, который, оказывается, начинал как горе-комик.

Когда Брюс «Бэтмен» Уэйн был маленький, Джокер (Хоакин Феникс) уже был взрослый. Правда, тогда его еще звали Артур Флек, но психом он был и с этим именем. Жил с матерью, наряжался клоуном для детских утренников и рекламных мероприятий, грезил о карьере стендап-комика.

Кумиром Флека был телевизионный шоумен Мюррей Франклин (Роберт Де Ниро), однажды включивший в программу фрагмент провального дебюта Артура в качестве стендапера. Чтобы дополнительно высмеять бесталанного комика, Франклин пригласил его на свое шоу, чем невольно спровоцировал рождение нового суперзлодея — Джокера.

Чтобы высмеять бесталанного комика, Франклин (Роберт Де Ниро) пригласил его на свое шоу, чем спровоцировал рождение нового суперзлодея — Джокера.
Чтобы высмеять бесталанного комика, Франклин (Роберт Де Ниро) пригласил его на свое шоу, чем спровоцировал рождение нового суперзлодея — Джокера.

Восьмой фильм франшизы «Расширенная вселенная DC» настолько радикально отличается от семи предыдущих (как, кстати, и от всех 23 марвеловских), что «Джокера» всерьез можно посчитать революционным и эпохальным для постылого жанра кинокомикса. Проблема в том, что сюжетным и стилистическим новаторством достоинства этого фильма ограничиваются. А если поместить «Джокера» в иной контекст и рассматривать не как комикс, а как депрессивный триллер про психопата-одиночку, от новаторства тут ничего не останется.

Режиссером выступил комедиограф Тодд Филлипс, создатель безвкуснейшей трилогии «Мальчишник». Поскольку Филлипс всегда сам пишет сценарии к собственным картинам, можно было ожидать, что и «Джокера» он приправит щедрыми порциями своего фирменного отталкивающего юморка.

Вышло по-другому: практически никаких шуток здесь нет. Однако безвкусие осталось в привычных для Филлипса пропорциях. Просто теперь Тодд выдал своего рода мастер-класс на тему «Как снять пошлый и претенциозный психологический триллер».

Если нужно изобразить по-настоящему антипатичного персонажа, зовите Хоакина Феникса, не прогадаете.
Если нужно изобразить по-настоящему антипатичного персонажа, зовите Хоакина Феникса, не прогадаете.

Что ж, похвальный урок, а то все почему-то думают, что пошлыми бывают исключительно комедии (отчего жанр и считается чуть ли не самым презренным). Между тем, триллеры могут провоцировать в зрителе ничуть не меньшее раздражение.

Неоценимую помощь Филлипсу в создании его первого некомедийного фильма оказал, конечно, Хоакин Феникс — патологически несмешной артист. Зато режиссерам давно известно: если нужно изобразить по-настоящему антипатичного персонажа, зовите Феникса, не прогадаете.

И это прекрасно работает, когда Хоакин играет второстепенные роли в мейнстримном кино или главные в интеллектуальном (например, в блистательном «Мастере» Пола Томаса Андерсона). Но пригласить Феникса играть главную роль в мейнстримном кино про антигероя — стратегия странная. Такой Джокер, каким его написал Филлипс, вряд ли завоевал бы зрительские симпатии в чьем угодно исполнении. Смотреть же на фениксовского Джокера для иного неподготовленного зрителя может стать подлинным мучением.

Смотреть на Джокера в исполнении Хоакина Феникса для неподготовленного зрителя может стать подлинным мучением.
Смотреть на Джокера в исполнении Хоакина Феникса для неподготовленного зрителя может стать подлинным мучением.

Режиссер все-таки учел этот момент и ввел в состав исполнителей актера, лицезреть которого всегда и всюду удовольствие, — феноменально талантливого и обаятельного Роберта Де Ниро. Жаль только, что его персонажу здесь уделено так мало времени: картина бы только выиграла, если «подрезать» чересчур долгие планы с гримасничающим Хоакином и добавить еще чуть-чуть кадров с Робертом.

С одной стороны, впору огорчиться: вот, мол, и великий Де Ниро опустился до съемок в комиксах… Но с другой, трудно не поймать себя на мысли, что появление в DC-фильме актера такого класса — крайне приятный сюрприз.

Хоакин Феникс в роли Джокера
Хоакин Феникс в роли Джокера

Насмотренный зритель еще больше удивится, осознав по ходу картины, что Филлипс является большим поклонником Мартина Скорсезе (хотя это логично: где Де Ниро, там и лучший из снимавших его режиссеров). Когда Флек приставляет к виску воображаемый пистолет, немыслимо не вспомнить о Трэвисе Бикле, герое «Таксиста». А в сюжетной линии с рвением Артура на юмористическое шоу своего телекумира фильм «Джокер» буквально копирует чуть менее известного «Короля комедии» — еще одну картину Скорсезе, где Де Ниро сыграл едва ли не самую трогательную из собственных ролей.

За всеми этими занимательными наворотами можно, пожалуй, и не вспомнить о том, что действие протекает в Готэм-сити — местообитании Бэтмена, а сам Джокер со временем станет его первейшим супротивником. Возможно, «инъекция Скорсезе» — то, в чем действительно давно нуждается вся эта постылая и плоская «дисишная» вселенная.

Легко позабыть и о прежних Джокерах, что на руку и артисту Фениксу, и режиссеру Филлипсу. Ведь из трех предыдущих Джокеров Хоакин превзошел лишь одного — невразумительного Джареда Лето («Отряд самоубийц»). Хит Леджер («Темный рыцарь») был уже куда интереснее, ну а искрометный Джек Николсон («Бэтмен» Тима Бертона) по-прежнему вне конкуренции: более удачного Джокера нет и быть не может.

Спору нет, если вам нравятся тягостные, муторные, мусорные, утробные психодрамы про хмырей, ведущих свою родословную от «Записок из подполья» Достоевского, тогда «Джокер» — ваш фильм. Но если вы ждете от такого кино чего-нибудь в духе Бертона, Снайдера или, прости господи, Нолана, то вам лучше дождаться картины во славу Харли Квинн — этого «Джокера в юбке». Она на подходе.

Смотрите расписание иркутских кинотеатров в Афише IRK.ru. Уже видели фильм? Как впечатления?

Кадры из фильм «Джокер» с сайта www.kinopoisk.ru

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20191007/joker/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход