Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Звездные войны: Скайуокер. Восход». Товарищ, верь, взойдет она…

около 6 минут на чтение 7 комментариев
«Звездные войны: Скайуокер. Восход». Товарищ, верь, взойдет она…

В прокат вышел девятый эпизод «Звездных войн» вновь в постановке Джей Джея Абрамса. «Какой же это восход, когда это во всех смыслах закат?» — проворчат понимающие люди. И будут правы.

Воскресший император Палпатин (Иен МакДермид) жаждет разобраться с Рей (Дейзи Ридли), бывшей мусорщицей и нынешней ученицей принцессы Леи (Кэрри Фишер). Примкнувший к императору Кайло Рен (Адам Драйвер) преследует Рей, а сама она в компании не больно ей полезных старых друзей летит на «Тысячелетнем соколе» в Палпатиново логово.

Дейзи Ридли в роли Рей
Дейзи Ридли в роли Рей

Последняя часть третьей трилогии «Звездных войн» оказалась скучнейшей и нелепейшей из всех девяти серий. Однако же посыпать голову пеплом не приходится — все сознавали, что к этому и шло.

Первый фильм в новейшей трилогии («Пробуждение Силы», 2015) снимал Джей Джей Абрамс, аккуратно скопировав при этом четвертый эпизод саги («Новая надежда», 1977). Сценарий и постановку второй картины («Последние джедаи», 2017) единолично осуществил очень средний режиссер Райан Джонсон, вместо абрамсовской легкости привнесший в сагу персональной мрачности. Уже в этой последовательности (сперва Абрамс, потом Джонсон) виделось какое-то дьявольское противоречие.

Дальше — больше. Финал начал было писать и снимать Колин Треворроу, создатель «Мира Юрского периода» (вот уж тоже нашли с кем связываться). Но Колин не поладил с продюсерами, и те оперативно заменили его всё тем же Абрамсом. Джей Джей, разумеется, использовал наметки Треворроу, но окончательный сценарий сочинял уже сам, взяв в соавторы Криса Террио, раньше работавшего над кинокомиксами.

В прокате финал фантастической саги
В прокате финал фантастической саги

«Пробуждение Силы», как уже сказано, было практически ремейком «Новой надежды», в чем, как ни странно, состояла его основная удача. «Скайуокер. Восход» во многом можно счесть ремейком «Возвращения джедая» (1983), но теперь в этом эпигонстве трудно разглядеть хоть что-то хорошее.

Тогда уж стоило и «Последних джедаев» делать по кальке фильма «Империя наносит ответный удар», но режиссер Джонсон, в отличие от Абрамса, не гик и не фанат лукасовской вселенной. Он снял для нее свое «авторское» кино по принципу «что хочу, то ворочу». В результате перед Абрамсом встала задача сшить две прежние противоречащие друг другу серии в цельную третью по схеме «тезис — антитезис — синтез». Однако для фаната Лукаса эти гегелевские премудрости слишком сложны. Вот Джей Джей и сварганил «Скайуокер. Восход» по тем же лекалам, что и «Пробуждение Силы».

Фильм завершает историю, длящуюся более сорока лет
Фильм завершает историю, длящуюся более сорока лет

Но если «Пробуждение» своей ностальгией многих олдскульных поклонников «Звездных войн» умилило, то от «Восхода» даже они по большей части плюются. Гики-зрители, в отличие от гиков-режиссеров, еще не окончательно позабыли о логике и целесообразности и — представьте себе! — до сих пор ждут этого даже от таких кинопустяков стоимостью в 300 миллионов.

Ясно, не дождутся. Но все эти вбуханные в «Восход» деньжищи всё равно ведь окупятся сторицей — тут и сомнений нет. Вот вам и вся современная диалектика, от которой Гегеля хватил бы Кондратий.

Таким образом, единственно возможный способ смотреть «Скайуокер. Восход» — это войти в состояние частичной сенсорной депривации. Видеть, но не анализировать увиденное. Слушать, но не слышать. Слушайте музыку Джона Уильямса — она, как и всегда, полубожественна. Но не вслушивайтесь в диалоги: в них хоть иногда и шутят, да всё как-то неудачно.

Смотрите «картинку», однако не пытайтесь увидеть в ней нечто цельное. Тут ведь скорее набор разрозненных картинок, и даже в этом наборе есть досадные пробелы: как и всем остальным фильмам франшизы, снятым в десятые годы, «Восходу» отчаянно не хватает монтажных ножниц и умелого парикмахера.

Наоми Аки в роли Джанны
Наоми Аки в роли Джанны

«Делать нам красиво» Абрамс, понятно, умеет лучше, чем декадент Джонсон. Но в «Восходе» и Джей Джей поленился: действие хоть и происходит в разных локациях, особенно выигрышных визуальных сцен как-то и не вспомнить.

Вся надежда на актеров, но и с ними известные траблы. Все роли не прописаны, половина исполнителей (особенно безликий Джон Бойега) раздражает, а тех, которые не раздражают, как нарочно, показывают гораздо реже. Пару раз мелькнут почтенные старики Марк Хэмилл и Харрисон Форд — что ж, им достаточно просто появиться в кадре, чтобы все зрители тотчас адресовали им горячий привет. Роль уж три года как покойной Кэрри Фишер склеили из каких-то обрезков — спасибо и на том, что не стали предъявлять ее компьютерного клона.

Джон Бойега в последнем эпизоде «Звездных войн»
Джон Бойега в последнем эпизоде «Звездных войн»

Впрочем, актеры никогда не имели в «Звездных войнах» слишком большого значения. О многом говорит тот факт, что едва ли не самым ярким персонажем франшизы являлся не снимающий шлема Дарт Вейдер, относительно которого было вообще неважно, кто его играл.

Единственное, по сути, достижение фильма — вовсе не какие-то спецэффекты и технологии, а именно то, что впервые в сериале оказались сразу двое по-настоящему крупных актеров. Речь, конечно, об исполнителях ролей Рей и Кайло. Все лучшие сцены «Восхода» — те, где эти так и тянущиеся друг к другу антагонисты встречаются лицом к лицу. Высокое напряжение создается уже за счет одной череды выразительных крупных планов очаровательной мисс Ридли и фриковатого мистера Драйвера… Но только и здесь желательно не вслушиваться в ту пургу, которую написали для этих миляг сценаристы.

Мнение редакции может не совпадать с мнением рецензента.

Покупайте билеты в кинотеатры Иркутска и оставляйте отзывы о фильмах в нашей «Афише».

Кадры из фильма с сайта kinopoisk.ru.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20191223/starwars/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля