Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Рецензия на фильм «Дело Ричарда Джуэлла»

около 6 минут на чтение 13 комментариев
Рецензия на фильм «Дело Ричарда Джуэлла»

В кинопрокате — безукоризненная драма о геройстве, злодействе и подлости, на совесть выполненная мощным Клинтом Иствудом.

Летом 1996 года, во время Олимпийских игр в Атланте, работающий в парке охранник Ричард Джуэлл (Пол Уолтер Хаузер) обнаруживает подозрительный рюкзак. Дело происходит на концерте, вокруг толпа народу, но поскольку Ричард — нелепый толстяк, ему далеко не сразу удается убедить окружающих в грозящей им опасности.

Пол Уолтер Хаузер в фильме «Дело Ричарда Джуэлла»
Пол Уолтер Хаузер в фильме «Дело Ричарда Джуэлла»

Бомба в конце концов взрывается, двое человек погибают, несколько ранены, но без действий Джуэлла последствия могли быть в разы более серьезными. И сперва Ричарда благоразумно объявляют национальным героем, но уже через пару дней усилиями нечистоплотных журналистов (Оливия Уайлд) и фэбээровцев (Джон Хэмм) жизнь Джуэлла превращается в ад — теперь его самого обвиняют в теракте. Одно утешение: когда-то Ричард удачно смог подружиться с хватким напористым адвокатом (Сэм Рокуэлл), которому смело можно вверить свою судьбу.

«Дело Ричарда Джуэлла» — тридцать восьмая режиссерская работа знаменитого Клинта Иствуда, эффектного актера и могучего постановщика, который в этом году отметит свой 90-летний юбилей. Как и все картины, снятые Иствудом в десятых годах, «Дело» основано на реальных событиях. И как большинство Клинтовых фильмов, его тоже смотришь не отрываясь.

Подобно всякому великому автору, Иствуд неустанно разрабатывает свои излюбленные темы, главная из которых — достойный человек в критических обстоятельствах. На заре 70-х, когда Клинт только начинал снимать собственные фильмы (преимущественно с самим собой в главной роли), в качестве режиссера он предпочитал прямолинейность: серьезный разговор о серьезных вещах, минимум дистанции и остранения, максимум слияния с героем и однозначных интерпретаций.

Но чем дальше, тем заметнее следующие фильмы Иствуда (при их привычной, но теперь обманчивой простоте) становятся всё более тематически изощренными и иронически тонкими. Из созданной Клинтом в последние годы портретной галереи рядовых американцев уже складывается глобальный сатирический портрет современной Америки.

И в «Деле Ричарда Джуэлла» сатирический наполнитель приобретает чуть ли не довлеющее значение. Причем в числе мишеней меткого насмешника Клинта на сей раз оказываются не только антагонисты, но и центральный герой.

Конечно, Иствуд ему симпатизирует, этому мешкотному, занудному, фрустрированному человеку-шару. И вместе с тем режиссер ни в коем случае не хочет делать из Джуэлла большего героя, чем он был в действительности (а именно так поступил бы с этим персонажем любой Спилберг или Земекис). Клинт не собирается закрывать глаза на вопиющее несоответствие между чаяниями Ричарда и его возможностями. Ведь Джуэллу пристало быть не служителем закона, а скорее комиком (каковым и является сыгравший его Пол Уолтер Хаузер).

Истинный герой фильма — это, конечно, адвокат Брайант, воплощающий в себе всё, за что любят и ненавидят американцев: самоуверенность, напористость, гиперактивность и шумность. И Сэм Рокуэлл (которому, непонятно почему, нечасто удается блеснуть у режиссеров класса Иствуда) — идеальная кандидатура на такую роль.

Сэм Рокуэлл в фильме режиссера Клинта Иствуда
Сэм Рокуэлл в фильме режиссера Клинта Иствуда

Даже когда Рокуэлл играет отрицательных, неряшливых и ненормальных персонажей, зрителю трудно испытывать к нему антагонизм. А уж в столь козырной роли, как Брайант, Рокуэлл обречен притягивать к себе всё внимание и все симпатии публики — недаром в титрах картины именно Сэм упоминается первым из актеров.

У Иствуда, впрочем, всегда отменно играют и такие скучные ребята, как Мэтт Деймон или Арми Хаммер. В «Деле Джуэлла» обошлось без признанных суперстаров (даже Рокуэлла к таковым, увы, не причислишь), однако все пять ключевых ролей исполнены отменно. В этом отношении Иствуд похож на своего слегка более младшего коллегу Вуди Аллена, в фильмах которого тоже удивительно преображаются абсолютно все известные актеры.

Казалось бы, ярко выраженный типажный актер Пол Уолтер Хаузер вроде нашего Евгения Моргунова. Обреченный на то, чтобы играть эпизодических комических толстяков, Хаузер вдруг получает главную роль у Иствуда — и вот мы уже готовы записать шута горохового в подлинные трагики.

Нельзя не отметить и Кэти Бейтс в роли преподобной матушки Ричарда. Именно благодаря Бейтс у «Дела Джуэлла» появилась единственная номинация на «Оскар» («Лучшая женская роль второго плана»). Здесь Бейтс играет без часто присущей ей ажитации — сдержанно, на полутонах.

Кэти Бейтс в роли матери Ричарда Джуэлла
Кэти Бейтс в роли матери Ричарда Джуэлла

Парочку же отвратительных героев — тех, что испортили Ричарду жизнь, — изображают Оливия Уайлд (стерва-журналистка) и Джон Хэмм (скользкий провокатор-агент). В других фильмах этих довольно средних, прямо скажем, артистов подчас и не вспомнишь — а здесь попробуй забудь.

Незабываема и эта картина в целом — не из-за сюжета, конечно, а именно из-за уникальной иствудовской режиссуры. Реальные и вымышленные истории о «без вины виноватых» разрабатывались Голливудом тыщу раз, но почти всегда получались блеклыми, затертыми. Сними про Ричарда Джуэлла менее мастеровитый (или, скажем, более сентиментальный) кинематографист, чем Иствуд, и об этом фильме нельзя было бы рассуждать без сарказма.

Клинт же Иствуд — феномен уже и в том отношении, что умудряется не повторяться даже в тематически близких работах. Всего несколько лет назад выходило его «Чудо на Гудзоне» — тоже реальная история несправедливо обвиненного героя (там это был летчик, сыгранный усатым Томом Хэнксом). Но помимо этого совпадения с «Делом Ричарда Джуэлла» там вообще ничего общего — ну кто еще так умеет? Из живых, пожалуй, лишь равновеликие Иствуду Скорсезе да Аллен. Так вы всё еще пребываете в заблуждении, что кино — дело молодых?

Мнение редакции может не совпадать с мнением рецензента.

Покупайте билеты в кинотеатры Иркутска и оставляйте отзывы о фильмах в нашей «Афише».

Кадры из фильма с сайтов kinopoisk.ru. и youtube.com

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20200120/richardjewell/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля