Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Чернобыль»: рецензия на фильм

около 6 минут на чтение 32 комментария
"Чернобыль": рецензия на фильм

15 апреля на экраны иркутских кинотеатров вышел фильм Данилы Козловского «Чернобыль». Кино детально разобрал наш кинокритик Вадим Пашин.

Судьба вновь сводит парикмахера Олю (Оксана Акиньшина) и пожарного Алексея (Данила Козловский). В прошлый раз у героев что-то не заладилось — Алексей стыдливо прячет глаза, а Оля прячет дома мальчика Лёшку (по годам всё сходится). На календаре апрель 1986 года, место действия — Припять.

Идея Данилы Козловского снять фильм про Чернобыль пришла благодаря матёрому продюсеру Александру Роднянскому. Роднянский долгие годы горел идеей подобного проекта, ведь он лично принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в качестве молодого документалиста.

Козловский без энтузиазма выслушал предложение, потом прочитал сценарий и тоже загорелся. В марте 2019 года создатели получили на картину (тогда она ещё называлась «Опасная вода») государственные деньги и приступили к работе.

Первый фильм Данилы-режиссёра «Тренер», рассказывающий про звезду футбола, вылетевшего из сборной в провинциальный клуб, подкупил Роднянского амбициозностью. Тренера сыграл сам Козловский, что положило добрую традицию для его фильмов. Картина неплохо собрала в прокате, «выехав» на волне популярности отечественных духоподъёмных лент о спорте и близости к Чемпионату мира по футболу в Москве.

Если с «Тренером» всё сложилось как нельзя кстати, то с «Чернобылем» что-то пошло не так: спустя два месяца после старта работы над фильмом на кабельном американском канале HBO, сделавшем почти все современные шедевры для малых экранов («Прослушка», «Клан Сопрано», «Игра престолов»), вышел мини-сериал «Чернобыль» и мгновенно стал хитом, сенсацией и скандалом.

Несмотря на утверждения Козловского с Роднянским на пресс-конференциях, в интервью и с честными глазами на «Вечернем Урганте», что они рассказывают совсем другую историю, совершенно под другим углом и абсолютно в другом жанре, сравнивать фильм «Чернобыль» с сериалом «Чернобыль» будут неизбежно. И сравнение это под любым ракурсом не в нашу пользу.

Сериальный «Чернобыль», несмотря на вольности при использовании фактов, в первую очередь произведение искусства — законченное и чётко сформулированное, бьющее точно в цель художественное высказывание о последствиях беспросветной лжи, бесчеловечности государственной машины и героизме простого человека вопреки всему. То, что сериал к тому же безупречно поставлен и сыгран, почти лишён «клюквы» и бережно обращается с неуютной позднесоветской действительностью, в сравнении с уже перечисленными выше достоинствами — мелочи и пустяки.

Кадр из фильма «Чернобыль». Фото с сайта kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Чернобыль». Фото с сайта kinopoisk.ru

«Чернобыль» Козловского, казалось бы, на правах «нашего ответа» должен броситься в драку, отстоять честь, достоинство, историческую правду, показать, как всё было на самом деле. Или вступить в цивилизованную полемику с заблуждающимися западными партнёрами. Но на первом плане у Козловского несколько иная проблематика.

В центре сюжета — банальная любовная история. Вполне реалистичная, жизненная и, стоит полагать, способная легко найти отклик у определённого зрителя, а скорее, у зрительницы. Стоит отдать должное: режиссёр понимает, на какую аудиторию работает.

Акиньшина старательно тянет на хрупких плечах тяжёлую женскую долю. Чем актриса эти страдания заслужила, непонятно, но она честно и убедительно делает что до́лжно и что говорят, вполне натурально страдает от героя Козловского и по нему, во что верить не хочется, но и не поверить почему-то трудно.

Козловский-актёр прикладывает все усилия, чтобы опошлить старания Козловского-режиссёра, пытающегося передать героизм ликвидаторов.

Показанная в фильме любовь — нездоровая, неприятная и в конечном счёте неуместная в контексте происходящего. Козловский-актёр прикладывает все усилия, чтобы опошлить старания Козловского-режиссёра, пытающегося передать героизм ликвидаторов. Вместо противоречивого и сложного персонажа из Алексея получается отталкивающий человек с повадками плевавшего на всех альфа-самца и неожиданными способностями супермена, неподвластного ни субординации, ни радиации. По всем законам драматургии в конце он должен преобразиться. Но режиссёру так и не удаётся выжать на экране из себя же нужной глубины.

Кадр из фильма «Чернобыль». Фото с сайта kinopoisk.ru
Кадр из фильма «Чернобыль». Фото с сайта kinopoisk.ru

Если у кого-то были вопросы к реалистичности американской версии, то в отечественном фильме достоверностью жертвуют в угоду зрелищности и драматичности. Огромный бюджет растрачивают на по-голливудски эффектные пожары, толпы массовки. За этой размашистостью в какой-то момент начинают теряться персонажи и их маленькие истории, которые, как заявляли создатели, должны стать центром фильма.

Козловский не метит в высокие слои атмосферы, не мнит себя Тарковским и снимать «Солярис» не пытается. В качестве визуальных отсылок тут всё достаточно приземлённо и без претензий: неожиданные «Очень странные дела», близкая по антуражу немецкая «Тьма». Молодой оператор «Чернобыля» Ксения Середа отвечает за «западную» картинку и раздаёт по красивой панораме и эффектному пролёту камеры на каждую сцену.

Эпизодами всплывают неоднозначные инсинуации вроде зловещего чекиста, через которого можно «договориться» пристроить облучённого ребёнка на лечение, или не слишком изящно поданной метафоры с брошенными детьми и государством-родителем, или те самые кадры с развесёлой первомайской демонстрацией пионеров вместо их эвакуации (которую, кстати, даже американцы решили не включать в свой сериал). Но разбираться в причинах, искать виноватых и бросаться с экрана обвинениями Козловский не стремится.

Данила всё сделал сам: доработал сценарий, снял, сыграл и спродюсировал. Чтобы получить от фильма удовольствие, наверное, тоже нужно быть Козловским. Для всех остальных этот тяжёлый, затянутый и неопределившийся в своей гражданской позиции фильм может вызвать только раздражение и недоумение, переходящее, в зависимости от степени чувствительности зрителя, в возмущение.

Смотрите расписание фильма «Чернобыль» и покупайте билеты онлайн в Афише IRK.ru. Уже видели это кино? Напишите в комментариях, что вы о нём думаете.

URL: http://www.irk.ru/afisha/reviews/20210419/chernobyl/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Загрузить комментарии

Истории, которые нельзя пропустить

Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля