Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.
 Спецпроект «О кино»

За что «Земля кочевников» получила главную награду «Оскара»

Женщина по имени Ферн (Фрэнсис МакДорманд) грузит пожитки в потрёпанный фургон и отправляется в путь без конечной цели и места назначения. Ферн колесит по просторам США времён экономического кризиса, перебивается случайными заработками и встречает людей, называющих себя современными кочевниками.

«Земля кочевников» — триумфатор прошедшей 25 апреля церемонии вручения премии «Оскар». Картина заполучила награды «Лучший фильм», «Лучшая женская роль» и «Лучший режиссёр». Второй раз в истории «Оскара» лучшим режиссёром была признана женщина — иммигрантка из Китая Хлоя Чжао (первой была Кэтрин Бигелоу за «Повелителя бури» в 2010 году).

Победители премии «Оскар-2021». Фото с сайта Oscars.org
Победители премии «Оскар-2021». Фото с сайта Oscars.org

До престижного «Оскара» фильм заработал фестивальное признание, отмеченное «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля. Перед вручением «Оскара» практически ни у кого не было сомнений, что «Земля кочевников» одолеет всех соперников этого, стоит признать, не слишком конкурентного киносезона.

Из-за злосчастной пандемии список номинантов больше напоминает шорт-лист изящного европейского фестиваля, а не тщеславной голливудской премии.

В этом году список номинантов на «Оскар» составили в основном малобюджетные драмы, режиссёры-дебютанты и подающие надежды дарования со всего света. Особняком стояли «Манк» Дэвида Финчера, который из года в год остается главным аутсайдером на «Оскаре» (10 номинаций и лишь две награды в технических областях), да «Суд над чикагской семёркой» переквалифицировавшегося из сценариста в режиссёры Аарона Соркина (его фильм не получил совсем ничего).

Обычно «Оскар» совсем другой. В прошлом сезоне с десяток мужчин-режиссёров самозабвенно мерялись величиной раздутого эго. И даже победа Кэтрин Бигелоу в 2010 году вполне вписалась в традицию — маскулинный «Повелитель бури» стал куда более «мужским» кино, чем любой современный военный фильм, снятый мужчиной.

«Земля кочевников» может считаться первым действительно женским фильмом, получившим «Оскар».

Этот обманчиво простой, снятый в сдержанных оттенках фильм по-настоящему привносит в шумный и агрессивный мужской мир нежный «женский взгляд», пусть в наши дни и не принято делить что бы то ни было по гендерному принципу. Зритель смотрит на мир картины глазами теперь уже трижды оскараносной (первые две награды были за «Фарго» и «Три билборда») Фрэнсис МакДорманд.

Фрэнсис МакДорманд в роли Ферн. Фото с сайта Kinopoisk.ru
Фрэнсис МакДорманд в роли Ферн. Фото с сайта Kinopoisk.ru

Героиня не принимает чужую помощь, не позволяет никому испытывать жалость к себе. У неё нет дома, но она не считает себя бездомной. Она называет домом старенький фургон, забитый памятными вещицами из прошлой жизни, к которым Ферн трепетно привязана. Но её дом — нечто большее, чем стены и крыша над головой.

Во время путешествия Ферн наблюдает чужие истории, с явной неохотой делясь собственными переживаниями. Большая часть людей в кадре — непрофессиональные актёры, отчего каждый отдельный рассказ становится маленьким душераздирающим интервью.

Среди «кочевников» встречаются самые разные судьбы. Кто-то, как сама Ферн, пострадал от экономического кризиса и оказался на дороге вынужденно. Кто-то потерял близких, кто-то неизлечимо болен, кто-то разочаровался в капиталистических ценностях, чтобы добровольно их отбросить — для каждого найдётся время и место, чтобы быть выслушанным терпеливой Ферн.

На съёмках фильма «Земля кочевников». Фото с сайта Scarfilm.org
На съёмках фильма «Земля кочевников». Фото с сайта Scarfilm.org

Фильм кажется слишком уязвимым, простым и лишенным амбиций, его победа на «Оскаре» легко может быть поставлена под сомнение отсутствием серьёзных конкурентов и удачным стечением обстоятельств. Никто никогда не узнает, как сложилась бы судьба «Земли кочевников» в любой другой сезон наград, не затерялся ли бы он среди номинантов. Но всё в этом мире случается тогда, когда должно случиться и в самый подходящий для этого момент.

Стоит отбросить скепсис и приглядеться, как окажется, что у Хлои Чжао, помимо очевидных удачи, мастеровитости и чувства прекрасного, есть ещё и глубочайший бэкграунд из американской культуры и мифологии. Выбранный ею формат роуд-муви — классический американский жанр, берущий начало от первых переселенцев, обживающих дикие места новой родины. Ему наследует вестерн, от которого в «Земле кочевников» одуряющие просторами полотна живописных панорам. Образами и идеями Чжао опирается на классику, вплетает в современную историю вневременные мотивы, что не могло не вызвать отклик у киноакадемии.

Это социальное высказывание, антикапиталистический манифест.

Красота и поэтичность фильма может стать соблазном для романтизации образа «кочевников», но режиссёрский замысел преследует иные цели. Это социальное высказывание, антикапиталистический манифест. Героиня подрабатывает на интернет-гигант «Амазон», отчуждённый труд таких вот Ферн спустя годы сделает владельца компании Джеффа Безоса богатейшим человеком на планете, а о самой Ферн никто не вспомнит.

Сквозным образом «Земли кочевников» становятся камни. Самые обычные, разбросанные тут и там, ничем, казалось бы, непримечательные и не представляющие ценности осколки. Обломки под ногами вдруг обретают имя, состав и присущие только им свойства. Если талант Ферн — слушать, тогда несомненный талант Хлои Чжао — заставлять заговорить в кадре каждый камень.

А вы следили за церемонией вручения премии «Оскар» в этом году? Какой фильм, на ваш взгляд, должен был получить главную награду?

Вадим Пашин, специально для IRK.ru

  • Галина Анциферова 29 апреля 2021 в 12:59

    Так, теперь почитаем рецензию. Совпадают ли наши претензии?

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля