В следующем году Восточно-Сибирское речное пароходство может прекратить выдачу лицензий на судоходную деятельность для частных лиц. Заявление об этом прозвучало под занавес навигации. Дело в том, что, по некоторым подсчетам, за сезон от частных кораблей Байкалу досталась, как минимум, тысяча тонн нечистот.
На Байкале пока есть только один передвижной пункт сбора корабельных стоков. Судно, на котором на котором находятся очистные сооружения, отделяющие нефть от воды, называется «Самотлор». Но услугами его пользуется меньше четверти всех теплоходов, бороздящих байкальские просторы. Остальные сбрасывают нечистоты прямо в озеро. В итоге ежегодно в судоходный период в Байкал попадает около тысячи тонн сточных вод. Отслеживать загрязнителей инспекторам сложно.
Андрей Цуканов, исполнительный директор Восточно-Сибирского речного пароходства:
«Есть свои и бюрократические вопросы, проволочки. А в основном — отсутствие у инспектирующих органов материально-технической базы для осуществления непосредственного контроля по Байкалу».
За сброс стоков в Байкал предусмотрен штраф. Между прочим, платить его судовладельцы, занимающиеся туристическим бизнесом, и не отказываются. За один прогулочный рейс деньги возвращаются с лихвой.
Виктор Успенский, главный санитарный врач на транспорте по Восточно-Сибирской зоне:
«Раньше флот действительно был организованным, пароходство в основном — перевозки грузов. А сейчас это — туристический бизнес. … А перевозка людей — это вот как раз накопление сточных вод».
Главные вредители — частные лица и фирмы, занимающиеся туристическим бизнесом. Кроме их судов, по подсчетам специалистов, во время навигации в акваторию озера выходят еще, как минимум, семьдесят незарегистрированных кораблей. Сточные воды на переработку все они должны сдавать через каждые 12 часов. Но на Байкале нет приспособленных под это причалов. Вопрос о их строительстве обсуждается уже два десятка лет, но безрезультатно — нет денег. Поэтому решили, что за чистоту озера проще бороться, создавая судовладельцам проблемы с получением лицензии.
Андрей Цуканов:
«Нам дешевле намного и выгоднее перерабатывать только отходы по своему флоту, и не нести такие расходы по созданию этого комплекса всего в целом».
Если до начала навигации-2004 проблема с финансированием пунктов сбора стоков решена не будет, то частный туристический бизнес на Байкале может прекратиться совсем. Один только «Самотлор» без вложений протянет только пару лет.
