Как обеспечить сейсмобезопасность в Приангарье? Этот вопрос обсуждался 7 апреля вместе с комиссией МЧС России. Её представители прибыли в Иркутск на день раньше своего начальства.
Землетрясения. Трудно найти человека, который не задумывался об угрозе подземных толчков. В Прибайкалье тем более. Иркутских сейсмологов можно по праву называть новаторами. Землетрясения они изучают основательно. Программу по сейсмобезопасности, созданную ещё 10 лет назад, до сих пор считают одной из лучших. Вот только она не работает. Средств не нашлось. Иркутские учёные не преминули напомнить об этом высокой комиссии из Министерства по чрезвычайным ситуациям. Заодно рассказали, как изучают тайны подземной коры. Говорили и о том, что трудятся почти безвозмездно и надеются на помощь Москвы, которая денег пока не даёт. Москва отвечала.
Юрий Лалазаров, начальник отдела департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций, г. Москва:
— Между прочим, там основная часть финансируется за счёт субъектов. Соотношение примерно 20 на 80. Т.е. 20 процентов федеральный бюджет, а 80 процентов сами субъекты. Кивать на то, что деньги проходили мимо, ну, допустим, не дошло несколько миллионов, это вопроса не решает.
Впрочем, те самые «несколько миллионов» области бы не повредили. У региональной казны слишком много других статей расходов и нет необходимых средств на сейсмобезопасность.
Борис Куликов, главный архитектор Иркутской области:
— Естественно, мы изыскиваем разные возможности, чтобы эту программу продвигать дальше.
Московская комиссия из МЧС больше слушала. Обещаний не давала. Но иркутские учёные надеются, что теперь есть больше шансов на то, что о проблемах Прибайкалья в столице узнают. В том числе, и о так называемых вопросах психологического характера.
Валерий Ружич, начальник сейсмогеологической службы института земной коры:
— Население плохо информировано о сейсмических процессах. О том, какая служба у нас ведётся ещё. Возникает паника. Работы с населением никакой. И что будет, если произойдёт землетрясение? Можно о негативных последствиях только догадываться.
Учёным института земной коры требуется около 180 миллионов рублей. Найдутся ли такие деньги? И какой в итоге будет поддержка федерального центра? Хорошо, если не только моральной.
