С территории вывезен мусор, здание освободили от внутренних перегородок, построенных в советское время. Разработаны уникальные технические проекты реконструкции, но средств на восстановление храма не хватает. Между тем священники готовы проводить богослужения даже в полуразрушенном здании — памятнике федерального значения.
Это был дивный храм — так говорят архитекторы и священники. Построенный в стиле сибирского барокко, двухъярусный. По вместимости — самый большой из православных храмов Иркутска. Деревянная Харлампиевская церковь построена в 1738 году на пожертвования купца Емельяна Югова, затем возвели каменную церковь. Храм называли морским, именно здесь священники благословляли моряков, уходящих в плавание. При советской власти здание передали под студенческое общежитие, позже в нём разместилась библиотека. Церковь обезглавили, иконы приспособили под двери на туалеты.
Два года назад был разработан проект реставрации храма, на реализацию которого необходимо около 300 миллионов рублей. Недавно с территории церкви вывезли 18 КамАЗов мусора. Священник Василий Комарницкий уже собирался провести первую службу, но после технического осмотра это категорически запретили: здание в крайне аварийном состоянии.
Василий Комарницкий:
— Службы начнутся, даже если будет стоять один священник. Пусть его замуруют, закроют. Службы начнутся. Но лишь бы начались работы. Я готов стоять день и ночь, но с тем условием, чтобы подвигнуть тех богатых людей, чтобы вложили свои средства. Чтобы отдали Богу.
Александр Яковлев, руководитель реставрационной мастерской «Традиция»:
— Но это же было бы интересно знать, что на твои деньги сделано что-то. Или построена колокольня или купол. Я считаю, что для души человека это важно.
Одна из главных задач — укрепить фундамент, чтобы храм мог выдержать землетрясение силой в 9 баллов. Для этого будет использована уникальная система сейсмоусиления. Надземная часть постройки отделяется от подземной и между ними укладывааются своеобразные подушки — сейсмоизолирующие опоры.
Юрий Сутырин, технический директор «Иркутскпромстройпроекта»:
— Существующее здание таким способом защитить получается дешевле. Ну и самое главное для памятника, что ему не наносится ущерб в смысле сохранения и достопримечательности.
Пока увидеть храм в его первоначальном виде можно только на старых фотографиях или в музее иркутянина Анатолия Фенина. Вот макет Харлампиевской церкви — здесь есть всё, до мельчайших деталей. Только кресты не успели позолотить.
Анатолий Фенин:
— Это всё-таки ценность культуры, и второго такого здания никто никогда не построит. Есть ли смысл дожидаться, когда оно вообще упадёт?
Александр Яковлев:
— Поэтому, конечно, долг наш перед предками — хотя бы восстановить то, что они создали. Понимаете? Чтобы их души успокоились.
А священнику даже в таком разрушенном виде храм кажется похожим на большой корабль. Он мечтает излечить стены, чтобы на месте трещин и грибка вновь появилась роспись, а с хоров, под куполом, как и раньше, звучали псалмы.
Василий Комарницкий:
— В нижней части храма будут трапезная, помещения для воскресной школы… И начнётся приходская жизнь.
Все желающие помочь в восстановлении церкви могут звонить в программу «Вести-Иркутск» по телефону 22-94-98.
