Белый халат, сменная обувь, скальпель, пинцет. Все это напоминает операционную. Вот только операцию старший научный сотрудник СИФИБРа Ким Гамбург проводит не на теле человека, а на растении. Сегодня нужно разделить и рассадить сенполию - африканскую фиалку. Вся процедура проходит в ламинаре. Это специальный бокс, в котором ультрафиолетовые лучи уничтожают все микробы. Для верности инструменты и пробирки дополнительно обрабатываются на спиртовке.
Ким Гамбург, старший научный сотрудник:
— Сюда помещены кусочки листика сенполии. На них уже начали образовываться маленькие растения. Потом эти растения отделю, потом их будет все больше и больше, и они начнут размножаться.
Все это называется клональное микроразмножение растений. «Микро» - потому что иногда их приходится размножать не просто из листика, а из его миллиметрового кусочка, причем под микроскопом. Затем кусочек помещают в пробирку с питательной средой. Эту жидкую массу, состоящую из минеральных солей, сахара, витаминов, регуляторов роста и вязкого агара, тоже специально обрабатывают, чтобы уничтожить микрофлору. Пробирку закупоривают. Как только на растении появляются отростки, его разделяют. Когда появляются корни, его снова пересаживают в другую пробирку. И только потом - в грунт.
Все растения, выращенные из пробирок, попадают в фитотрон. Это специальное помещение, похожее на теплицу, где поддерживается специальная температура, влажность и освещение.
Клонирование позволяет не только получить в короткие сроки из одного листочка тысячи растений, но и вырастить абсолютно здоровый вид с сохранением всех генетических свойств.
Гвоздики, розы, фиалки, папайя. Клонированные растения уже выращивают на продажу. Особенно много ананасов. Держать дома экзотические растения сейчас очень модно.
— В прошлом году на Новый год наш директор на праздники съел ананас из магазина, а верхушку принес мне. И я уже из этой верхушки имею тысячи растений.
В клонировании будущее, считает ученый. Например, одно из самых важных направлений - спасение редких и исчезающих видов. Некоторые из них уже сейчас испытывают в лабораториях СИФИБРа.
— Вот этот эндемик растет только на острове Ольхон. Это остролодочник трехлистный. Наши ботаники ездили туда, привезли нам семена. Ему грозит исчезновение. У нас он начал размножаться.
Летом ученые высадят остролодочник на Ольхоне, откуда его и взяли, и понаблюдают за ним. Кстати, растения в пробирке можно хранить целый год - в холодильнике. А еще в жидком азоте. В нем они могут оставаться живыми десятки лет. Правда, пока эта технология не совсем освоена учеными.
