Предприниматели, торгующие на привокзальной площади в Иркутске, могут остаться без работы. Цены на аренду площадей значительно поднялись. Как посчитали некоторые арендаторы, за 12 лет арендная плата увеличилась в 12 раз.
Юлия Счетина, предприниматель:
— Если бы такой же участок стоял на муниципальной земле, он стоил 50 тысяч, а на вокзале он стоит 250. Я звонила лично в Москву, мне сказали — все меняется, не хотите — убирайтесь. Вот так.
В таком положении оказались не только продавцы в Иркутске, но и на станциях в Ангарске, Черемхово, Усолье-Сибирском. Однако только иркутские предприниматели подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
В ведомстве выяснили, что Минимущество России передало ВСЖД землю в аренду на 49 лет. Дорога может сдавать ее предпринимателям, но за сумму, которая не выше той, что она сама платит федеральному министерству. А это — 20 копеек за квадратный метр. Юристы ВСЖД утверждают, что это плата не за землю, а за асфальтовое покрытие. Стоимость же квадратного метра, по их словам, устанавливали независимые оценщики.
Светлана Посякова, начальник юридического сектора Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов:
— В настоящее время, если рассматривать станцию Иркутск-Сортировочный, у нас ведется несколько дел по освобождению площади от торговых павильонов, индивидуальных предпринимателей, из них три дела возбуждены в исполнительное производство. То есть арбитражные суды удовлетворяют наши исковые заявления.
По мнению специалистов ФАС, железная дорога жестко использовала свое право монополиста. Поэтому служба выдала железной дороге предписание. ВСЖД обжаловала его в суде.
Валентина Заморина, руководитель УФАС по Иркутской области:
— По законодательству России использовать свое право во зло другим запрещено. На этом базируется одно из главных направлений работы антимонопольных органов. Пресечение злоупотребления доминирующим положением. В чем это выражается - хозяйствующий субъект, обладающий большой рыночной силой, или лишает своих контрагентов права приобрести товар, работы, услуги, или это право предоставляет на таких условиях, которые фактически не выгодны для контрагента. В данном случае так получилось с привокзальной площадью.

Достали они уже