
Книга. Фото читателя
Московское издательство «Родина» издало книгу иркутянина Александра Наумова «От Александровского централа до исправительных учреждений. История тюремной системы России». Выход книги приурочен к 145-летию уголовно-исполнительной системы России. Праздник будут отмечать 12 марта.
Александр Наумов возглавлял пресс-службу ГУФСИН России по Иркутской области в течение многих лет. А материалы для книги он собирал больше 20 лет. В ней рассказывается о 96 российских крупных тюрьмах и лагерях. Там же представлены уникальные архивные документы 19 и начала 20 веков. Книга издана в серии «Документальный триллер».
Несколько глав книги посвящено истории сталинских лагерей – Ангарлага, Тайшетлага, Южлага, Озерлага и других. Кроме того, в книге впервые представлен полный текст интервью бывшего начальника Озерлага Сергея Евстигнеева, с которым Александр Наумов встречался лично.
Также в книге рассказывается о строительстве тюремного замка на Ольхоне. Царское правительство хотело превратить остров в самую большую в мире тюрьму по аналогии с Алькатрасом в США или Островом дьявола во французской Гвиане. Александр Наумов развеивает миф и о том, что Кругобайкальскую железную дорогу строили вольнонаемные. Он рассказывает, как ее возводили заключенные тюрем, расположенных в начале 20 века на южном побережье Байкала. Писатель приводит данные и о том, как каторжане из Александровского централа отправлялись на Бодайбинские золотые прииски, Бархатовские каменноугольные копи, Устькутский солеваренный и Николаевский железоделательный заводы.
В книге представлена информация об известных на всю Россию Балаганской, Нижнеудинской, Киренской тюрьмах. А также о главных задачах заключенных Иркутского тюремного замка. Они строили Иркутск и пригород – возводили дома, мостили улицы и даже были первыми пожарными командами губернского города.

Солнце всходит и заходит,
А в тюрьме моей темно.
Дни и ночи часовые
Стерегут мое окно.
Как хотите стерегите,
Я и так не убегу.
Мне и хочется на волю —
Цепь порвать я не могу.
Эх вы, цепи, мои цепи,
Вы железны сторожа,
Не порвать мне, не разбить вас
Без булатного ножа. (с)