
Северные олени. Фото фонда «Озеро Байкал»
Экспедицию по изучению и сохранению лесного подвида северного оленя завершили фонд «Озеро Байкал» и Байкальский заповедник. Ученые за десять дней прошли пешком более 100 километров по тропам хребта Хамар-Дабан, чтобы собрать данные, которые помогут спасти исчезающую популяцию. Маршрут пролегал по одному из самых сложных и труднодоступных участков – исследователям нужно было добраться до мест обитания оленей и осторожно проследить их маршруты и особенности быта животных.
В нескольких ключевых точках участники экспедиции обнаружили свежие следы жизнедеятельности северного оленя – погрызы, лежки, тропы, сообщает пресс-служба фонда «Озеро Байкал». Эти следы обнаружены там, где раньше ученые лишь предполагали обитание оленей. Исследователи применили квадрокоптер с тепловизором, чтобы обследовать труднодоступные участки горной тундры. Также проверили ранее установленные фотоловушки и извлекли карты памяти, кадры на которых изучат в дальнейшем и, возможно, установят точную численность оленей. Сейчас известно, что в районе Хамар-Дабана обитает не менее 23 особей оленя. Кроме того, специалисты отобрали 35 проб экскрементов северного оленя для оценки состояния здоровья животных, и обновили минеральной подкормкой три искусственных солонца.
Алексей Китаев, руководитель экспедиции:
— Эти олени оказались отрезаны от основной популяции алтае-саянского подвида много десятилетий назад, а сегодня являются уязвимой группировкой. Среди возможных причин деградации популяции – отсутствие генетического разнообразия, строительство дорог и инфраструктуры, ведущие к фрагментации ареала обитания животных, лесозаготовки и нелегальные охотничьи базы, лесные пожары и климатические изменения. Это маленькая, замкнутая популяция, и каждая потерянная особь – невосполнимая утрата для генофонда. Поэтому подобные экспедиции исключительно важны, особенно, если работа проводится комплексная – когда процесс не прерывается, а данные, полученные в летний период становятся частью большого зимнего исследования. В этой экспедиции для нас было ключевым продолжить мониторинг: понять, сколько оленей сейчас в группировке, как они себя чувствуют, где держатся. И здесь нам очень помогли технологии: квадрокоптер с тепловизором стал нашими «глазами» в самых труднодоступных снежниках и зарослях, куда не пройти пешком.
В следующем году ученые планируют начать безопасный отлов оленей, особей пометят спутниковыми ошейниками. Это позволит отслеживать перемещения животных круглый год, включая места зимовок.
В ноябре-декабре 2025 года стартует экспедиция «Где зимует северный олень?». Ученые намерены выяснить, куда животные исчезают с наступлением холодов. Пока данных на этот счет нет, фотоловушки не выдерживают байкальских морозов и перестают фиксировать животных, а человеку ничего не известно об условиях, в которых олени проводят зиму,.
Анастасия Цветкова, гендиректор фонда «Озеро Байкал»:
— Эти олени – последние представители уникальной группировки, потому каждый новый след этих животных – это шаг к их сохранению. Зимняя экспедиция станет решающей в понимании того, как помочь выжить этим невероятным животным. Конечно, быть причастным к такой работе – исключительно важно.
На Байкале планируют изучить редкий лесной подвид северного оленя

Все красавцы! И олени и учёные! Первые - что ещё живы, вторые - что ещё с ошейниками не торопятся(есть сомнения, что только учёные увидят местоположение могикан рогатых(()