Фото фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело»
Фонд Олега Дерипаска «Вольное Дело» представил 11 спектаклей по фольклору коренных народов Байкала. Премьерные показы прошли в Иркутске с огромным успехом и собрали более тысячи зрителей. Проект объединил историков, этнографов, драматургов и режиссёров из России и Китая, а также театры из пяти городов Иркутской области и Республики Бурятия.
Спектакли театрального проекта «Необъятное Море-Далай» создавались в экспериментальном творческом союзе: историки и этнографы отбирали аутентичный фольклорный материал, драматурги писали пьесы по новым для себя сюжетам, а байкальские театры впервые работали с приглашёнными режиссёрами. За соблюдение языковых и культурных нюансов отвечал исследователь фольклора Сибири, автор бестселлера «Мифы Байкала» Александр Исаков.
Результатом стали одиннадцать разных постановок. Одни строго следовали канонам классических фольклорных сюжетов, другие предлагали их современное прочтение, где сказочный рыбак становится айтишником, а подростки-зумеры помогают бурятским божествам-тэнгриям вспомнить, зачем они создали мир. Все спектакли объединил мотив Байкала как священного места, где звучит голос предков и живы традиции. Фонд «Вольное Дело» выбрал эту тему, чтобы напомнить зрителям о богатстве культуры и хрупкости природы великого озера.
Эрдэни Жалцанов, режиссёр бурятского театра кукол «Ульгэр»:
— Мой эскиз называется «Ехэ Хориг» (16+) — «великий запрет». Тысячу лет назад территория вокруг Байкала была запретным местом, где нельзя было чрезмерно вырубать леса, портить воду, убивать много животных. И мы должны передать как наследие мысль, что нужно беречь эту землю. Я думаю, что именно фонд Олега Дерипаска с такой ясной задачей, силой и ресурсами в лице многих театров и деятелей культуры могут решить эти вопросы.
Сквозной темой нескольких эскизов стало сохранение национальной памяти. В спектакле «Дело Гэсэра» (+16) история о мифологическом богатыре-защитнике перекликается с судьбами учёных, репрессированных в 1940-х годах за воссоздание бурятского эпоса. В российско-китайской постановке «Табу» (12+) поднимается тема законов рода и духовных опор, необходимых современному человеку, даже если он верит не в богов, а в науку.
Ланьбо Цзяо, режиссёр из Китая:
— Сегодня в России побеждает русский язык, в Китае — китайский, а языки малых народов начинают вымирать. Как не терять разнообразие культур малых народов? Как сделать так, чтобы эти замечательные культуры всё-таки сохранились и развивались? Мне кажется, это очень актуальная тема.
В проекте участвовали театры Иркутска, Усть-Илимска, Братска, Черемхово и Улан-Удэ. Все спектакли прошли с аншлагом, а зрители, которым не хватило мест, сидели на полу и стояли в проходах. Огромный интерес к традиционной культуре Байкала подтверждает, что знаменитое озеро по-прежнему остаётся местом силы и предметом гордости — не только для жителей региона, но и для всех, кто чувствует с ним духовную связь.
Олег Лоевский, театральный деятель:
— Байкальская театральная лаборатория — это большое, серьёзное дело, которое касается памяти народа, потому что мифы — это застывший опыт. Важно, что благодаря новым спектаклям он будет передаваться дальше, а не пылиться в книгах, не застрянет в фольклорных текстах. Он придёт к людям, и они будут с ним взаимодействовать.
Лучшие из эскизов войдут в репертуар иркутских и бурятских театров. Видеозаписи спектаклей опубликуют в соцсетях фонда «Вольное Дело». Следить за новостями можно в телеграм-канале.
































