Первым регионом, ощутившим на себе так называемый бензиновый кризис, стал Алтайский край. В конце апреля из-за дефицита бензина АИ-92 и АИ-95 там закрылись несколько независимых АЗС, а крупные сетевые компании (Роснефть и Газпром нефть) продавали не более 20 литров бензина «в одни руки», при этом увеличив цены почти на 20 %. Однако даже такое повышение не остановило паникующих водителей — на заправках выстраивались километровые очереди.
Через несколько дней аналогичная ситуация сложилась в Красноярском крае, Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тамбовской, Орловской и других областях (всего около 20 регионов). В Иркутске о бензиновом кризисе заговорили почти через месяц – 20 мая, а 27 мая он достиг своего апогея. На некоторых заправках бензина АИ-92 и АИ-95 не было вообще, а на других обслуживали лишь держателей карт постоянного покупателя.
На иркутские заправки бензин вернулся быстро — через день в Иркутск прибыла крупная партия топлива от Роснефти, а областные власти заверили горожан, что такого больше не повторится. Но «осадочек-то остался». Что стало причиной топливного кризиса и есть ли гарантия, что он не повторится?
Эксперты связывают начало кризиса с требованием Владимира Путина, с которым он обратился к нефтяным компаниям в феврале. Тогда премьер-министр потребовал от нефтяников снизить цены на топливо. Те требованию премьера подчинились — в течение нескольких дней цены на бензин упали в среднем на рубль. Однако при таком раскладе нефтяным компаниям впервые за много лет стало выгоднее поставлять топливо на внешний рынок, а не на внутренний. И они не замедлили этим воспользоваться, увеличив поставки за границу на 67 %. В результате экспорт топлива стал осуществляться с ущербом для внутрироссийского рынка, и первыми это ощутили на себе автомобилисты. Тут же выросли и цены на АЗС: таков закон рынка — чем дефицитнее необходимый товар, тем выше его стоимость.
Усугубило ситуацию и то, что в апреле на профилактический ремонт закрылись нефтеперерабатывающие заводы в центральных районах России, а в мае — и в Сибири.
Правительство на действия нефтяников отреагировало практически мгновенно и почти вдвое увеличило экспортную пошлину на российский бензин, а именно — до 403,8 доллара за каждую тонну. Это несколько снизило объем экспорта, хотя и не решило проблему полностью — дефицит накапливался слишком долго.
Сейчас проблему дефицита топлива на российских АЗС можно считать относительно решенной (открытым остается вопрос относительно стоимости этого самого топлива), однако аналитики не гарантируют того, что в будущем кризис не повторится. Основную проблему здесь они видят в принципиальном противостоянии правительства страны и нефтяных компаний. Первым в преддверии выборов крайне необходимо делом доказать свою заботу о населении, вторым — в любых условиях обеспечить собственную прибыль, и это противоречие целей осложняет их взаимодействие. Независимо от того, кто одержит верх в этой борьбе интересов, пострадают россияне: либо из-за дефицита бензина, либо из-за высокой его стоимости. Надеяться на то, что властям и нефтяникам удастся договориться, особо не приходится.
Правда, несколько дней назад федеральные чиновники придумали еще один способ остановить нефтяной произвол — создать независимый от производителей нефти нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Доходность НПЗ, по планам Минэкономики, не должна превышать 10—15 процентов, а работать он будет исключительно на нефти от «давальцев»: компаний, которые оплачивают только переработку нефти и потом забирают нефтепродукты. По мнению чиновников, это усилит конкуренцию на рынке и поможет снизить цены на бензин в стране.
Такая светлая мысль приходит к властям не впервые, однако предыдущие попытки создать НПЗ успехом не увенчались. Получится ли на этот раз, покажет время.
IRK.ru
да какого вообще природные ресурсы в частную собственность отошли!!!
Вот и плоды! Слов нет как бы обозвать то правительство наше… ёптить…