На этой неделе Иркутск посетил полномочный представитель президента России в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Во время визита он ознакомился с ходом реконструкции взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта, провел видеоконференцию с главами муниципалитетов области, посетил медсанчасть Иркутского авиазавода. С членами Законодательного собрания Иркутской области он обсудил бюджет на 2012 год, с главой губернатором Дмитрием Мезенцевым и представителями регионального правительства - ход работ над инвестиционными проектами в лесной и металлургической отраслях, в нефте- и газодобыче. Своими оптимистичными впечатлениями от визита и радужными планами на будущее поделился сам Виктор Толоконский на встрече с руководителями интернет-СМИ Иркутска.
— Виктор Александрович, с чем связан ваш визит в Иркутск?
— У меня есть негласная норма – посещать каждый из 12 регионов Сибирского федерального округа один-два раза в год. Иркутская область в этом смысле выгодно отличается – за год я побывал у вас раз пять, в том числе во время визита президента Дмитрия Медведева в апреле и на 7-м Байкальском экономическом форуме в сентябре. В моих планах – посетить до конца года еще Омскую и Томскую область, Алтайский край.
Акцент в программе приезда в Иркутск на этот раз – увидеть самые актуальные проблемы региона глазами его жителей, и обсудить их на уровне органов местной власти в преддверии выборов. Поэтому я успел поработать и с депутатами Законодательного Собрания и с членами регионального правительства, провел совещание с представителями федеральных органов власти, работающих в Приангарье, а также с руководителями органов местного самоуправления.
— Изменилось ли что-нибудь в Приангарье со времени прошлого визита?
— За два месяца со времени моего прошлого приезда в регионе началась реконструкция взлетно-посадочной полосы, сдали в эксплуатацию новый диализный центр во втором Иркутске. Диализный центр в любом регионе проблема, потому что потребность нуждающихся в диализе с каждым годом растет, а значит, требуется новое оборудование и медикаменты. Программа гемодиализа не входит в программу госгарантий, не оплачивается за счет обязательной медицинской страховки, и в то же время она настолько дорогая, что пациент не в состоянии оплатить услуги самостоятельно. В Иркутске в формировании оказания медицинской помощи участие принимала страховая компания.
Кроме того, я успел посмотреть новую иркутскую звероферму. Рынок пушной зверины на данный момент очень конкурентный. Одно дело, когда занимаешься этим в условиях закрытой экономики, другое - когда открыты границы для импорта из Китая и стран Европы. Если для ведения сельского хозяйства и развития АПК ресурсы есть ни в каждом регионе, то зверофермы – это довольно доступная и рентабельная для большинства территорий технология, а также большие показатели занятости населения.
— Что можете сказать о темпах строительства и стоимости недвижимости в нашем регионе?
— Я понимаю, сколько трудозатрат стоила реконструкция 130-ого исторического квартала Иркутска. Я 11 лет проработал губернатором Новосибирской области, но на подобный шаг так и не решился. Такой проект предполагает сложное урегулирование конфликта интересов, поскольку раньше в обозначенной территории располагались собственники и бизнес, которые наверняка не хотели переезжать. В центре города всегда сложно обеспечить инженерную инфраструктуру. Пусть строения, задача которых - воспроизвести историческую среду – и небольшие, для их жизнеобеспечения требуется современная дорогостоящая инженерия.
Сильное впечатление оставило посещение спорткомплекса «Байкал-Арена» («Империя спорта»), который не только позволит вывести Иркутск в лидеры по подготовке спортсменов, но и даст уникальную возможность проводить соревнования серьезного уровня. В Красноярске и Новосибирске на данный момент нет ничего подобного.
По объему строительно-монтажных работ на одного жителя Иркутск уступает лишь Красноярскому краю и Кемеровской области, где модернизация неизбежна в связи с производственной базой. По жилищному строительству Иркутская область также демонстрирует рост. Стоимость метра при этом – показатель не объемов строительства, а привлекательности региона. Кроме того, в области есть хорошая возможность развивать жилищное строительство в малых городах и на селе.
— То есть вы обещаете нам светлое будущее?
— Не я, вам сам Господь Бог создал такие условия, когда есть ресурсы, люди, которые разрабатывают программы развития и программы строительства, занимаются возведением новых социальных объектов.
Для выбора города для постоянного места жительства важны возможности профессионального и карьерного роста. В Иркутске сейчас много инвестиционных проектов, что несравнимо ни с одним регионом. У вас уникальное месторождение газа, золота, руды, металлургический комплекс в Тайшете и так далее.
Я вижу, как прирастает региональный бюджет. На данный момент бюджет направил на увеличение зарплаты работникам бюджетной сферы уже З млрд рублей. Задача на следующий год – достигнуть уровня заработной платы выше среднероссийского в 23 тыс. рублей. Кроме учителей, регион повысил зарплату работникам дошкольных учреждений образования, дополнительного образования, во многих сферах область перешла на современный способ оплаты труда, что должно обеспечить другое качество управления.
Динамика Иркутской области ощущается в оценках инвесторов, в оценках аналитиков, хотя, вероятно, самим горожанам это не видно и не понятно.
— Почему же особая экономическая зона Иркутской области «Ворота Байкала» так плохо развивается по сравнению с другими регионами страны?
— Мы только набираем силу. Да, мы долго выбирали территорию, решали организационные задачи, но Иркутская области имеет все основания компенсировать отставание. Я не был на территориях, но понимаю: сложность Листвянки заключается в том, что трудно обновить поселок, который уже насыщен объектами.
Когда мы говорим об особой экономической зоне, мы даем сигнал на будущее. В соответствие необходимо приводить авиационное сообщение, строить дороги, сохранять экологию. Но совершенно понятно, что в Иркутской области будет ОЭЗ, о чем говорит само наличие Байкала.
Татьяна Шевченко, IRK.ru
«В Иркутске все спокойно»- как на кладбище..