В иркутский прокат вышел французский киноальманах о радостях и горестях супружеской измены, удачно переведенный как «Право на „лево“». По сюжету, один из главных героев уезжает в командировку, где ему захотелось во что бы то ни стало изменить своей жене. Да только ничего у него в этом смысле не клеится. Другой сказал жене, что едет в командировку, но вместо этого пошел на дискотеку с распущенной студенткой. Третий выиграл поездку в Лас-Вегас на двоих и выкинул паспорт жены, чтобы взять с собой не ее, а своего лучшего друга.
Всего подобных историй в фильме семь, и в каждой играют два друга (и по совместительству две французских звезды) Жан Дюжарден и Жилль Лелуш. Каждый обыгрывает неисчерпаемую для анекдотов тему мужской неверности.
Снявшись в «Артисте» и получив за него «Оскара» и приз за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале, Жан Дюжарден фактически стал главным французским актером планеты. Казалось бы, сам Бог велел ему продолжать плотное сотрудничество с режиссером «Артиста» Мишелем Хазанавичусом. Тем более что этот же постановщик ответственен за второй по значимости успех Дюжардена — пародийную дилогию «Агент 117».
Вместо этого Дюжарден объединился со своим приятелем и коллегой Жиллем Лелушем, популярным во Франции, но почти не известным за ее пределами, чтобы создать комедийный фильм о мужском адюльтере. Конечно, приглашенным режиссером одной — и едва ли не самой лучшей — из представленных в альманахе семи новелл как раз и выступил все тот же Хазанавичус. А оператором фильма является бесподобный Гийом Шиффман, номинированный на «Оскар» за все того же «Артиста».
Однако картина «Право на „лево“» максимально далека как от «Артиста», так даже и от «Агента 117». Здесь нет ни гениальности первого, ни изящества второго из самых известных фильмов с Дюжарденом. Но все-таки свидетельства в пользу настоящего альманаха перевешивают перечень его недочетов.
Уже по своей форме «Право на „лево“» является заведомо смелым экспериментом. Киноальманахи вышли из моды еще в середине прошлого века — современный зритель, вероятно, и слыхом не слыхивал о том, что в подобном формате можно снимать полноценные фильмы, а не только передачу «6 кадров». Однако в 1960-х в данном жанре было создано немало достойных картин. Особенно преуспели на почве альманахов итальянцы, чье знаменитое кинонаправление «комедия по-итальянски» неразрывно связано с коллажной структурой — сборкой миниатюр, складывающихся в большое целостное произведение.
Фильм «Право на „лево“» сделан по образцу и подобию одной из самых знаменитых «комедий по-итальянски» — фильма 1963 года «Чудовища», все многочисленные роли в котором сыграли выдающиеся комики Витторио Гассман и Уго Тоньяцци. Дюжарден с Лелушем даже внешне чем-то похожи на тех итальянских звезд. Впрочем, Жилль напоминает скорее молодого Де Ниро, чем пухлого Тоньяцци, но вот Жан в иных эпизодах — совершеннейший Гассман (у Дюжардена вообще невероятно развит хамелеонский талант: в «Агенте 117» он успешно «прикидывался» Шоном Коннери, а в «Артисте» — Дугласом Фэрбенксом).
Как и «Чудовищ», «Право на „лево“» трудно назвать уморительной или хотя бы веселой комедией. Судя по фильму, измена есть недостойное, малопривлекательное, утомительное и попросту постыдное занятие. К тому же адюльтер зачастую чреват крупнейшими неприятностями — позором, побоями, разводом, депрессией и даже переквалификацией бравых мачо и неутомимых женолюбов в самых настоящих гомосексуалистов.
К сожалению, досадный мотив возникает чуть ли не в самой расслабленной и легкой новелле фильма — заключительной (единственной, кстати, где режиссерами выступили сами Дюжарден с Лелушем). Такой финал, надо полагать, ввергнет в замешательство не одного зрителя. Даже удивительно, что российские прокатчики не поставили в конец картины действительно смешнейшую из новелл — ту, где речь идет о гротескном «клубе анонимных изменщиков». Хотя, конечно, после более чем вольных шуток про нетрадиционную любовь многие просто не стали бы дожидаться следующих порций столь развязного французского юмора, пусть и в исполнении двух превосходных артистов.
Евгений Новицкий, IRK.ru
киноальманахи вышли из моды?
я аж чаем поперхнулся