Именно так – «телевидение для умных» – зачастую называют радио. «Ведь наши слушатели не видят картинку, они лишь слышат звуки и голоса, которые будят воображение, заставляют домысливать образы», – рассказывает Людмила Шпрах, начальник службы радиовещания ГТРК «Иркутск».
Иркутское областное радио 83 года оперативно рассказывает о главных событиях региона, старается помочь радиослушателям разобраться в различных проблемах, знакомит с интересными людьми. Сегодня его зона вещания охватывает 72 % населения области. А выход в начале мая на волну 105.0 FM позволит расширить аудиторию еще больше.
Далеко не все видели и знают, как записывают передачи, откуда рассказывают о свежих новостях и как обрабатывают звук. Поэтому Ирк.ру решил побывать в гостях у Иркутского областного радио и рассказать о том, что обычно скрыто от глаз радиослушателей.
Это вещательная студия. Здесь ничего не монтируется – вещание ведется в прямом эфире. Всего на областном радио работают 8 ведущих.
Перед эфиром нужно собраться с мыслями, настроиться, у микрофона сидеть ровно, не сутулиться, иначе голос будет уже не таким приятным и звонким. А ведь слушатели узнают ведущих по голосу, ждут их появления. Есть даже такие, которые признаются в любви прямо в эфире, рассказывает Надежда Кузнецова.
За все время существования областного радио не случалось, чтобы ведущий опоздал к эфиру. А он начинается каждое утро в 6:10.
Надежда Кузнецова, шеф-редактор:
– В это время очень умный и разноплановый слушатель. Люди участвуют в рассуждениях, активно высказывают свое мнение, задают сложные вопросы. Если честно, когда еду на работу, я всегда считаю окна. Потому что знаю – это те, кто будет слушать радио. Когда мы после Нового года по решению Москвы стали выходить в эфир в 8:10, вместо 6:10, был такой шквал звонков! Радиослушатели требовали все вернуть, как было, жаловались. И вещание вернули на свое время.
В студиях плотно закрывающиеся двери и стены с круглыми отверстиями, которые гасят звук и не позволяют ему отражаться. В настоящее время стены дополнительно обшивают специальной звукоизоляцией, чтобы звук был еще чище. Как его характеризуют профессионалы – «плотный» и без эха.
За стульями ведущих стоят так называемые звукоуловители (передвижные перегородки с толстыми мягкими стенками), которые также способствуют улучшению качества звука.
В студиях есть ноутбуки с выходом в интернет, чтобы ведущие могли в прямом эфире посмотреть смс-сообщения с поздравлениями, отклики на программу, мнения радиослушателей и зачитать что-то из этого в программе.
Сигнал о том, что микрофон включен и можно говорить, подается в студию с помощью светового табло.
Кроме того, есть специальные часы, по которым удобно следить за временем во время эфира.
Ну и, конечно же, студийные микрофоны – как же без них?
Тоже крайне полезная штука для радийных журналистов.
К эфиру обычно готовятся заранее, пишут сценарный лист. Но все же прямой эфир – это и море импровизации, так как он подразумевает интерактивное общение с радиослушателями. Звонки принимает и отбирает звукорежиссер (их на областном радио 5 человек). Это очень ответственно, ведь в программах обсуждаются волнующие людей проблемы, и позвонившие радиослушатели могут реагировать слишком бурно и эмоционально, а некоторые, бывает, пытаются подкрепить свое мнение крепким словцом.
У звукорежиссеров на рабочем месте множество приборов, рычагов, кнопок, лампочек. С помощью всего этого они подают звук в эфир, регулируют громкость, включают нужную музыку, принимают звонки от радиослушателей и пускают их в эфир.
На компьютерах постоянно запущены программы для обработки звука и работы с эфиром.
А это одна из монтажных радио. Здесь множество дисков с музыкой и звуками, которые могут понадобиться.
В центральной аппаратной находятся приборы, которые нужны для контроля уровня звука и для того, чтобы бесперебойно шел эфир. Здесь же сидит дежурный, который контролирует работу оборудования и вовремя переключает рекламу и передачи, когда в эфире вещает Москва.
По этим студийным часам работали много десятилетий. Теперь уже, конечно, есть более новые часы, но эти «труженики» до сих пор идут точно.
Для снабжения электроэнергией на областном радио есть 2 линии. Это резервная. Ее можно будет включить, чтобы вещание не прекращалось, если что-то случится с основной линией.
А это студия, в которой ведется запись передач.
Сейчас здесь записывают рекламные сообщения, которые читает диктор Галина Осипова. Она работает на радио уже 53 года. Когда-то Галина Осипова прошла конкурс из двухсот человек на место, чтобы работать на радио. Ее голос Левитан назвал «радиофоничным высшей категории», а в Приангарье его до сих пор называют «золотым». Чтобы сохранить свой чудесный голос, иркутский диктор никогда не ест мороженого.
На передачи постоянно приглашаются различные эксперты. Иногда случается, что в обсуждении одновременно участвуют до 5 человек. В ожидание эфира гости могут отдохнуть и расслабиться в специальной комнате.
Песочные часы используют во время дебатов, чтобы гости наглядно видели, сколько времени у них осталось, и не слишком увлекались.
На стенах в коридоре висят фотографии с известными гостями, побывавшими на радио.
А это резервная студия звукозаписи. Ей пользуются, если другие студии заняты.
Здесь еще можно увидеть старые дикторские столы, которые теперь уже вышли из обихода. Столы обивали сукном, чтобы звук «не отскакивал». Также в них были встроены специальные разъемы и кнопки для подключения микрофонов.
А это так называемая среди работников радио «плевательница». Ее прикрепляли перед микрофоном для смягчения звука. Поскольку раньше был дефицит со многими материалами, люди были горазды на выдумку. Например, «плевательницы» сотрудники придумали делать из чулок, которые были достаточно тонкими и эластичными.
До появления красных световых табло с надписью «MIC LIVE» были вот такие «светофоры». С их помощью давали сигнал ведущим о том, что микрофон выключен или включен.
В резервной студии также можно «перегонять» на компьютер записанные еще на магнитную ленту старые передачи. Например, на такой бобине помещалась запись длительностью 45 минут.
На маленькие бобины помещалось до 3 минут 40 секунд звукозаписи.
Бобинные магнитофоны.
После бобинных магнитофонов на радио появились аудиомагнитофоны, и звук стали записывать на аудиокассеты.
Теперь все эти старые пленки тоже постепенно переводят в электронный формат.
Такие динамики стояли раньше во всех студиях. Впоследствии их заменили на теперь уже всем привычные колонки.
Еще у областного радио есть фонотека. Здесь хранятся магнитные ленты за период, начиная с 60-х годов до 2003 года, когда перешли на другие формы записи звука.
В помещении для лучшей сохранности пленки должно быть темно. Кроме этого, под стеллажи нужно периодически ставить корыта с водой для создания влажности. Это необходимо, чтобы пленка не пересыхала.
Все аудиозаписи упорядочены в картотеке. Они разбиты по темам для удобства поиска.
Здесь же, в фонотеке, хранятся ненужные теперь записи на аудиокассетах.
Старая вывеска, которая была раньше на здании ГТРК.
Сегодняшнее радио – это хорошо отлаженный творческий процесс, цифровое оборудование, знающие и любящие свое дело журналисты, звукорежиссеры, инженеры, продюсеры. Работа радийщиков сложная, но очень увлекательная и насыщенная.
В начале мая Иркутское областное радио можно будет услышать и на волне 105.0 FM. Все сотрудники очень ждут это событие и готовятся к нему, придумывая новые интересные рубрики и передачи.
Если вы хотите поучаствовать в нашем проекте «Офисы Иркутска», пишите на e-mail: rabota@irk.ru.
Елена Алексеева, IRK.ru. Фото автора
поглядеть на внутренности радио - что может быть интереснее! Неоцифрованные аудиозаписи и их хранилище ощутимо пахнут детством
Вообще очень интересный материал, ещё и тем, что радийщики - обычно очень увлечённые своей работой люди, в ней полно своих сложностей, нюансов, которые обычным смертным…