У главного героя фильма «Между» — автора третьесортных романов ужасов Холла Балтимора (Вэл Килмер) — дела настолько плохи, что он вынужден ездить по заштатным городам и весям Америки, дабы самостоятельно сбывать там свои книжонки. Но и на местах дела обстоят худо: так, в черном-черном городке под названием Свон Вэлли на встречу с читателями приходит один-единственный человек. Им оказывается слегка полоумный старик-шериф (Брюс Дерн), сразу предлагающий Холлу написать в соавторстве с ним бестселлер.
На завязку грядущего бестселлера Балтимору, по словам старика, укажет кое-что, недавно поступившее в городской морг. Писатель не удерживается от соблазна взглянуть на то, о чем говорит старик, вследствие чего остается в нехорошем городке на ночь, крепко напивается, встречается во сне со своим кумиром Эдгаром По (Бен Чаплин) и с малолетней вампиршей Ви (Эль Фэннинг), убитой страшным маньяком.
Давно известно, что нынешний Фрэнсис Форд Коппола, мягко говоря, серьезно отличается от того великого режиссера, который поставил «Апокалипсис сегодня», трилогию «Крестный отец», получил 5 премий «Оскар» и целых две «Золотых пальмовых ветви» Каннского фестиваля.
С тех пор автор серьезно поскромнел (почти все его громкие проекты 80-х и 90-х сокрушительно провалились) и постепенно — все же скорее по личному стремлению, нежели невольно — пришел к тому, чтобы снимать очень профессиональные, добротные, но камерные и неамбициозные картины. То есть такие, какие, по словам Копполы, он и хотел снимать всю жизнь — не столько даже авторские, сколько просто личные фильмы.
Занятно, что именно на этом поприще режиссера в 21-м веке затмила его собственная дочка София Коппола, чьи работы всерьез резонируют в интеллектуальных кругах. «Между» — третья картина Фрэнсиса Форда в 21-м столетии, и в ней, кажется, уже невозможно не видеть влияния творчества Софии. Режиссерский дебют дочери «Девственницы-самоубийцы» словно бы вдохновил почтенного папу на использование темы загадочных детских смертей. А из последней ленты Софии («Где-то») Фрэнсис позаимствовал Эль Фэннинг, ставшую подлинным украшением его фильма (впрочем, фильма с Эль, которого бы она не украсила, еще не сняли).
Увы, «Между» недалеко ушло от лент, которые Коппола снимал в последние годы. Он понимает это и сам, называя его заключительной частью своеобразной трилогии, в которую также вхожи картины «Молодость без молодости» (2007 год) и «Тетро» (2009 год) — претенциозные драмы «не для всех».
«Между» — только формально жанровое кино; на деле это еще более личный, авторский и артхаусный проект, чем все, что Коппола когда-либо снимал. В этот причудливый коктейль из смехотворных спецэффектов, дешевого подражательства Дэвиду Линчу, оптических, готических и сновидческих иллюзий неожиданно вторгается настолько личная для автора нотка, что всякому, кто хорошо знаком с его биографией, тотчас станет не по себе.
Дело в том, что по сюжету у главного героя (который, как и сам Коппола, борется с творческим кризисом, но это отдельная тема) некоторое время назад погибла дочка. И когда долгожданный флешбэк расскажет о том, как именно произошло несчастье, впору будет ужаснуться. Ибо смерть писательского чада оказывается точь-в-точь такой же, от какой в 1986 году погиб 22-летний сын режиссера Джан-Карло. При этом Коппола настойчиво называет свою новейшую работу комедией, словно боясь заранее отпугнуть массового зрителя, давно потерявшего к нему интерес.
Что ж, фильм «Между» довольно тяжел для восприятия, не без этого, но в нем и вправду присутствуют не только ужасные, но и ужасно смешные моменты. И чтобы усвоить все, из чего состоит эта картина, надо, видимо, быть таким же эклектиком, как ее автор. Поэтому печальная участь, уготованная ленте «Между», видна заранее: горстка ценителей придет от нее в восторг, все прочие начнут морщиться и плеваться еще в начале сеанса. И стало быть, роскошного финала копполовской фантасмагории не дождутся.
Евгений Новицкий, IRK.ru