Вопреки ожиданиям, дорожно-транспортная проблема Иркутска с расширением двух основных магистралей города, постоянным ремонтом старых и строительством новых дорог в последние годы не разрешилась. Скорее наоборот, ухудшилась. Если добавить сюда сезонные и ремонтные нюансы — снежные завалы и гололед зимой, разбитый асфальт, лужи, ремонтные работы и связанные с ними объезды в весенне-летний период — то дорожная обстановка в Иркутске, по мнению многих горожан, очень далека от идеальной.
Почему это происходит и что делается для улучшения ситуации? Об этом общественному совету при ГУВД Иркутска рассказали в Государственной инспекции по безопасности дорожного движения.
На вопросы отвечает главный государственный инспектор ГИБДД города Иркутска, подполковник полиции Вячеслав Жилкин.
— Вячеслав Валерьевич, особенно иркутянам мешают припаркованные где попало машины. По центру города, например, ни пройти, ни проехать — он превратился в сплошную парковку. И такое ощущение, что ГИБДД лишь равнодушно взирает на эту картину. Или это не так?
— Не так. И в ходе нашей беседы я постараюсь вас в этом убедить. Ситуация с дорожно-транспортной обстановкой в Иркутске, действительно, уже достигла своего предела. Быстро, комфортно, а главное, безопасно передвигаться по городу (за что, собственно, мы и должны в первую очередь отвечать) становится все сложнее. Причин этому предостаточно. Это многократное перенасыщение города транспортом, узкие улицы. А также острая нехватка парковочных мест, светофоров, дополнительных полос движения, современных развязок и многое другое. Далеко не последнюю роль здесь играют состояние дорожного полотна, несоблюдение ПДД как водителями, так и пешеходами и недостаточная, в силу ряда причин, работа нашего ведомства.
Но, надеюсь, что скоро эта ситуация изменится. Для этого есть ряд предпосылок. Во-первых, с вводом к осени в строй развязок нового моста и запуском по нему общественного транспорта дорожная обстановка в центральной части города значительно улучшится. Во-вторых, с 1 июля в силу вступает закон (новая редакция статьи «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации» — постановление Правительства РФ № 759), который позволит нам более активно эвакуировать автомобили, создающие помехи для других транспортных средств. Это поможет разгрузить хотя бы центральные улицы и увеличить их пропускную способность. Статьей, в частности, устанавливается, что теперь расходы на эвакуацию автомобиля с места неправильной парковки и за его хранение на штрафстоянке будет полностью оплачивать сам нарушитель, а величину и порядок этих расходов — устанавливать регионы. В третьих, начнем реализовывать целый ряд предложений, которые мы разработали совместно с мэрией, по тем же парковкам, по упорядочению в городе движения автотранспорта. Все это в какой-то мере должно снять остроту проблемы.
— Значит, с 1 июля у вас будут развязаны руки, и вы начнете не только наводить в городе порядок по тем же незаконным парковкам, но еще и зарабатывать на эвакуаторах?
— Нет, зарабатывать мы не будем. Эвакуаторы, штрафстоянки, как, впрочем, и расценки на их услуги — это прерогатива муниципалитетов по согласованию с правительством области. Они будут создавать такие структуры или передавать эти функции уже существующим муниципальным предприятиям, закупать технику, оборудовать штрафстоянки, взимать деньги за эвакуацию и хранение машин. Естественно, что при эвакуации будет присутствовать сотрудник ГИБДД. Но он будет лишь фиксировать нарушение по незаконной парковке и выписывать за него штраф.
— Но ведь Иркутск, помнится, уже «чистили» эвакуаторами, а улицы, тротуары и газоны все равно были забиты машинами. Где гарантия, что сейчас это сработает?
— Тогда выезды эвакуаторов была эпизодическими и точечными, потому их особо и не боялись. Теперь это будет регулярная и более масштабная работа с привлечением куда больших сил. Так что эта неотвратимость наказания будет постоянно висеть над каждым нарушителем, как дамоклов меч.
— И все это «железное стадо» вмиг переместится на стоянки учреждений или на тихие улочки и дворики центральной части города, как это происходит сейчас вечерами и ночами в жилых массивах, и жалоб от населения станет еще больше.
— Даже хорошо, что работа по упорядочению в городе парковок начнется летом. До зимы всем, кому так или иначе предстоит решать эту проблему, надо будет многое успеть сделать. Органы ГИБДД совместно с мэрией должны за это время отладить механизм эвакуации и хранения штрафных машин и приучить водителей к соблюдению правил парковки. Жители домов с управляющими компаниями, собственники земли совместно с мэрией должны определиться, как им лучше обезопасить свои дворы или офисные стоянки от чужих машин и сохранить собственные.
— Но запретить — лишь половина дела. Ведь мы пока говорим о мерах под знаком «въезд запрещен». А куда же тогда податься «бедному лошадному крестьянину» – как беспрепятственно проехать по городу, где припарковаться? Запрещая одно, мы что-то предлагаем взамен?
— Я уже упоминал о тех наших предложениях, с которыми мы обратились в мэрию и реализация которых поможет в разрешении проблем незаконных парковок и низкой пропускной способности иркутских дорог. Уже принято решение о расширении проезжей части и перепланировке некоторых проблемных участков города: перекрестков улиц Байкальской и Советской, Депутатской и Советской, Култукской и Красноярской, а также Маратовской развязки. Все это может быть реализовано уже в этом году, если будет утверждено депутатами. Такие предложения по расшивке узких мест, а также строительство дополнительных подземных и надземных переходов (в частности, в этом году — на улице Рабочая у ТЦ «Фортуна»), ввод 12 светофоров в 2011 году и 14 — в 2012-м, ряд других подобных решений — позволят в какой-то мере увеличить пропускную способность иркутских дорог и ликвидировать пробки.
Второе направление работы — это создание новых парковок. Мы поездили по центру города, определили где-то 2 десятка подходящих, на наш взгляд, мест для организации парковок, передали свои предложения, в том числе и по карусельным парковкам, в администрацию. На совещании у мэра в середине апреля было поручено комитету по ЖКХ подготовить предложения по земельным участкам для парковок и определиться по их типам и видам. Дальше от нас мало что зависит. Здесь надо уже мэрии, собственникам земли, депутатам с общественностью определяться — где и какие нужны городу парковки, решать вопросы землеотведения, финансирования. И бизнес-сообщество к этому активно подключать.
— Но, наверное, и парковки проблему пробок и переизбытка транспорта не решат. В них будут парковаться только те, кто приезжает в центр на час-другой. А куда деть основную массу «железных коней», что лишь привозят своих хозяев на работу на целый день? Платить ежедневно по 250—-300 рублей за «карусель» мало кто согласится.
— Ну, тут уж придется выбирать — ездить на работу своим или общественным транспортом. Или пораньше занимать свободные места на разрешенной и бесплатной парковке. А может понуждать работодателей оборудовать парковки возле учреждений и офисов для машин своих работников. Других-то вариантов со временем будет все меньше, если, конечно, власти и общественность города не предложат этому какие-то неординарные альтернативные решения.
— И какие это могут быть решения?
— Ну, например, пешеходная зона в историческом квартале. Или ограничение на въезд в центр города для некоторых категорий автомашин с параллельным оборудованием объездных дорог и так называемых отсекающих парковок. А может когда-нибудь дело дойдет до выноса из исторической части города поближе к месту проживания людей крупных торговых, промышленных и развлекательных центров. А то и вовсе строительство нового делового, финансового и административного центра города, как это уже делается в ряде мегаполисов, чтобы максимально развести и автомобильные потоки. Но это все, видимо, в далекой перспективе и от нас мало зависит…
— Хорошо, поговорим о том, что от вас зависит точно. Остановки общественного транспорта тоже забиты машинами, и это сильно затрудняет как посадку-высадку пассажиров, так и проезд транспорта. Что здесь?
— Их также превратили в парковки. Ставят машины и уходят. И не подойдут, пока там находится инспектор. Это еще как-то можно понять в центре — на Чехова, Дзержинского, например. Но когда на ИрГТУ, рядом с огромной пустующей парковкой, карманы остановок забивают своими машинами студенты и преподаватели, изучающие основы безопасности дорожного движения — для нас это просто непостижимо. Штрафуем, конечно, письма ректору пишем, но увещевания и штраф в 300 рублей мало кого останавливает. Надеемся, что с запуском эвакуаторов и при штрафе по новым правилам в одну тысячу рублей решим и эту проблему.
— Но чаще там стоят таксисты и частники, занимающиеся извозом, которые никуда не уходят…
— Но прибегают к различным уловкам, которые бывает трудно опровергнуть: «остановился высадить пассажира», «только что подъехал», «стою на аварийке, сломался» – остановку-то там никто не запрещал. В крайнем случае, заплатит штраф, но зато возьмет выгодного клиента. И этих штрафуем. И здесь ситуация уже исправляется. С 13 апреля этого года у «извозчиков» появился веский довод лишний раз не попадаться на глаза сотруднику ГИБДД – штраф за незаконный извоз теперь составляет 5 тысяч рублей. Только за последнюю неделю по этому виду нарушения привлечено 12 человек. Все дела направлены в суды.
О безопасности
Что касается безопасности на дорогах города в ночное время суток, то надо признать, здесь мы еще не дорабатываем – экипажей не хватает, да и задействованы они по ночам, в основном, в стационарном режиме. Но надеемся, что при помощи камер наружного видеонаблюдения различных учреждений и полном запуске городской системы комплексов видеофиксации нарушений ПДД «Арена», удастся обуздать и ночных гонщиков.
Анатолий Выборов, общественный совет при ГУВД Иркутска, специально для IRK.ru
Стоянка у политеха платная…охренеть просто!!! Теперь любой г*ндон с бабками может себе купить улицу к примеру и поставить шлакбаум!?