Боевик «Мстители» оставил после себя очень странное послевкусие. Настолько странное, что после просмотра думается не столько о самом кино, сколько о том, чего лично мы, потребители, ждем от каждого конкретного фильма. А еще о том, что такое хайп и как он влияет на общее восприятие.
У меня что-то очень похожее было после «Хранителей» (фильм о супергероях режиссера Зака Снайдера), когда я все 163 минуты экранного времени наслаждался абсолютно всем, что происходило на моих глазах, но по окончании все равно осталось чувство неполной порции.
Дело здесь, как мне кажется, в том, что при всем своем великолепии «Мстители» — самое лучшее и самое безопасное вложение 220-ти миллионов. Но этот фильм не продвинул жанр супергеройского кино ни на йоту.
Даже, пожалуй, наоборот, слегка отбросил его назад, в пучину беспрерывного и незамысловатого экшена. Хотя кто знает, может это не столько «назад», сколько «вбок».
По правде сказать, я готов простить «Мстителям» и простоту, и ветки развития сюжета, которые в итоге никуда не ведут, и персонажей, характеры которых сузили до пары тривиальных мотиваций. Потому что, кто знает, может стоит воспринимать этот фильм не как скомканное завершение нескольких фильмов сразу, а как первый колышек в создании будущего блестящего кино.
Но вот что я простить не готов, так это то, что «Мстители» не оставляют простора для фантазии, не цепляют никакой мистерией и играют с открытыми картами. Для меня это проблема, по которой я не могу, к примеру, смотреть «Время приключений», не хочу играть в Uncharted 3 или продолжать просмотр «Ходячих мертвецов». Нет общего элемента загадки. Нет плаща с длинным подолом, под которым может или не может притаиться пистолет.
Я шел на «Мстителей» и получил «Мстителей», но ровно тех, которых видел в трейлерах. Ждал, что главными плохишами внезапно станут скраллы и один из членов команды окажется шпионом. А расой захватчиков оказались какие-то унылые хмыри без отличительных черт, чьих названий я даже не запомнил.
Думал, что Локи — всего лишь пешка в партии более коварного злодея, но даже если и так, его нам не показали. Был почти уверен, что вот сейчас выстрелит тема про то, что «Щ.И.Т. был Гидрой all along!», когда Кэп нашел оружие, но увы, снова нет. Думал, что Джосс Уидон, будучи демоном, питающимся персонажами, не уйдет из франчайза, не забрав к себе в преисподнюю невинную душу, но он отделался такими маленькими жертвами, что даже обидно.
Никаких поворотов, никаких сюрпризов. Мстители поругались, мстители собрались, мстители вмазали, мстители разошлись.
Для контраста. Есть фильм «Темный рыцарь: Возрождение легенды». И пусть после Arkham City я не могу смотреть на всю эту напускную серьезность и черно-белые тона в фильме про миллиардера в костюме летучей мыши, здесь точно ясно, что любые мои ожидания будут оправданы. Что будет что-то, чего я никак не могу ожидать даже со всеми знаниями нолановской и оригинальной вселенных, что существует какая-то растяжка за углом.
Ощущение грядущего сюрприза — одновременно манящая и пугающая неизвестность. Неужели невозможно одновременно иметь в своем фильме и это, и качественные спецэффекты.
Хайп — это прежде всего эмоция, иррациональная и наивная, и, собираясь в кино, мы подспудно ожидаем повторения эмоций от просмотренных трейлеров и превью, а значит, и в самом фильме задел на интригу обязан присутствовать хоть в каком-нибудь виде. Даже у «Хранителей» с этим делом было получше, потому что все равно было жутко интересно посмотреть на стилизацию и адаптацию тех или иных моментов оригинальной книги, которую знаешь наизусть.
А в «Мстителях» просто показали все то, что было в предыдущих фильмах того же формата. И в итоге кино оказалось полностью стерильным на интригу, хотя с самым большим интриганом от режиссуры у штурвала. И это как-то печально.
Иван «D.Van» Хорошев
Надо сходить посмотреть.