Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Современный балет из Бурятии — искусство мирового класса

Одним из самых интересных дней начавшихся в Иркутске гастролей Бурятского государственного академического театра оперы и балета, без сомнения, является 21 июня, когда на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского будут показаны три одноактных балета канадского хореографа Питера Куанца.

В то же время нельзя сказать, что это абсолютно новая для Иркутска постановка. Ведь именно у нас в апреле прошлого года на сцене ТЮЗа одноактные балеты Souvenir de Bach, In tandem и Dzambuling были впервые представлены публике и оставили крайне положительное впечатление.

Инициатива постановки современных балетов принадлежала в свое время художественному руководителю Государственного академического театра оперы и балета Республики Бурятия, московскому композитору Антону Лубченко, который, впрочем, успел отработать в нем всего один сезон. В 2011 году он пригласил поработать с бурятской труппой канадского хореографа Питера Куанца, с которым ранее уже делал совместные творческие проекты. В частности, канадский балетмейстер ставил одноактный балет In colors на музыку Антона Лубченко в Театре оперы Торонто.

Итак, с бурятской балетной труппой Питер Куанц поставил три одноактовки. Одну из них — In tandem на музыку великого американского композитора-минималиста Стива Райха — он уже ставил в Нью-Йорке, премьера прошла в Музее Гугенхайма в 2009 году. Так что этот балет Куанц просто воспроизвел с бурятскими танцовщиками.

А вот два других спектакля — Souvenir de Bach и Dzambuling — были созданы с нуля, с музыкой Антона Лубченко. Все три постановки — абсолютно разные по стилистике и содержанию, но тем любопытнее смотрятся в рамках одного представления, поскольку, по сути, показывают пути развития современного балетного искусства во всем мире.

Так, если первая часть — Souvenir de Bach — отсылает зрителя к танцевальной традиции и музыке Баха (своего рода дань уважения классике), то In tandem — в чистом виде современная хореография (как ее понимает просвещенный мир) под новую же академическую музыку. А Dzambuling и вовсе показывает третий путь — целиком основанный на бурятской культуре (композитор Лубченко активно использует в своей музыке, специально написанной для этого спектакля, звучание традиционных национальных инструментов и горловое пение), он как бы намекает зрителю на то, что будущее современного балета — за ориентальным искусством. При этом в Dzambuling, в отличие от двух предыдущих балетов, просматривается и сюжет, символически повествующий об истории бурятского народа.

Когда балеты показывали в Иркутском ТЮЗе 20 апреля 2011 года, у спектаклей совсем не было декораций. Таким образом зрительское внимание было полностью сосредоточено на танце и музыке — самых важных составляющих балета. Бурятские танцовщицы и танцовщики демонстрировали потрясающую пластику и свободу движений, местами казалось, что артисты с успехом подражают змеям.

Ну а что касается хореографического языка, которому постарался научить бурятскую труппу Питер Куанц, то в нем явно прослеживаются традиции Джорджа Баланчина, но также на ум при просмотре приходили сравнения со стилем Пины Бауш и Уэйна МакГрегора.

В любом случае год назад эти балеты воспринимались как искусство мирового класса, и хочется надеяться, что за прошедшее время они не утратили своей прелести. Во всяком случае на сцене музыкального театра (которая гораздо больше тюзовской) они должны смотреться еще выигрышнее.

Илья Смирнов, IRK.ru

  • egko 22 июня 2012 в 01:48

    вчера 20 июня видел театр с вечером балета в Ангарске, было просто супер! и удивительная синхронность в «Танце маленьких лебедей», и необычные современные постановки и сочные восточные танцы! надо будет до ирка доехать, если успею)))

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля