Одним из самых интересных дней начавшихся в Иркутске гастролей Бурятского государственного академического театра оперы и балета, без сомнения, является 21 июня, когда на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского будут показаны три одноактных балета канадского хореографа Питера Куанца.
В то же время нельзя сказать, что это абсолютно новая для Иркутска постановка. Ведь именно у нас в апреле прошлого года на сцене ТЮЗа одноактные балеты Souvenir de Bach, In tandem и Dzambuling были впервые представлены публике и оставили крайне положительное впечатление.
Инициатива постановки современных балетов принадлежала в свое время художественному руководителю Государственного академического театра оперы и балета Республики Бурятия, московскому композитору Антону Лубченко, который, впрочем, успел отработать в нем всего один сезон. В 2011 году он пригласил поработать с бурятской труппой канадского хореографа Питера Куанца, с которым ранее уже делал совместные творческие проекты. В частности, канадский балетмейстер ставил одноактный балет In colors на музыку Антона Лубченко в Театре оперы Торонто.
Итак, с бурятской балетной труппой Питер Куанц поставил три одноактовки. Одну из них — In tandem на музыку великого американского композитора-минималиста Стива Райха — он уже ставил в Нью-Йорке, премьера прошла в Музее Гугенхайма в 2009 году. Так что этот балет Куанц просто воспроизвел с бурятскими танцовщиками.
А вот два других спектакля — Souvenir de Bach и Dzambuling — были созданы с нуля, с музыкой Антона Лубченко. Все три постановки — абсолютно разные по стилистике и содержанию, но тем любопытнее смотрятся в рамках одного представления, поскольку, по сути, показывают пути развития современного балетного искусства во всем мире.
Так, если первая часть — Souvenir de Bach — отсылает зрителя к танцевальной традиции и музыке Баха (своего рода дань уважения классике), то In tandem — в чистом виде современная хореография (как ее понимает просвещенный мир) под новую же академическую музыку. А Dzambuling и вовсе показывает третий путь — целиком основанный на бурятской культуре (композитор Лубченко активно использует в своей музыке, специально написанной для этого спектакля, звучание традиционных национальных инструментов и горловое пение), он как бы намекает зрителю на то, что будущее современного балета — за ориентальным искусством. При этом в Dzambuling, в отличие от двух предыдущих балетов, просматривается и сюжет, символически повествующий об истории бурятского народа.
Когда балеты показывали в Иркутском ТЮЗе 20 апреля 2011 года, у спектаклей совсем не было декораций. Таким образом зрительское внимание было полностью сосредоточено на танце и музыке — самых важных составляющих балета. Бурятские танцовщицы и танцовщики демонстрировали потрясающую пластику и свободу движений, местами казалось, что артисты с успехом подражают змеям.
Ну а что касается хореографического языка, которому постарался научить бурятскую труппу Питер Куанц, то в нем явно прослеживаются традиции Джорджа Баланчина, но также на ум при просмотре приходили сравнения со стилем Пины Бауш и Уэйна МакГрегора.
В любом случае год назад эти балеты воспринимались как искусство мирового класса, и хочется надеяться, что за прошедшее время они не утратили своей прелести. Во всяком случае на сцене музыкального театра (которая гораздо больше тюзовской) они должны смотреться еще выигрышнее.
Илья Смирнов, IRK.ru
вчера 20 июня видел театр с вечером балета в Ангарске, было просто супер! и удивительная синхронность в «Танце маленьких лебедей», и необычные современные постановки и сочные восточные танцы! надо будет до ирка доехать, если успею)))