В последнее время на улицах Иркутска все чаще и чаще стали появляться антивандальные спортивные комплексы, лавочки и фонари. Они не ломаются от ударов, оборудованы огнестойким каркасом или вовсе выполнены из материала, который не разрушается. Таким образом город дает ответ вандалам и заранее делает сверхпрочные предметы городского быта. Обо что в нашем городе можно удариться, но невозможно сломать, узнали и мы.
Жертвы вандализма
В руках вандалов горит абсолютно все: детские площадки, лавочки, фонари. Так в прошлом году на Нижней набережной Ангары установили новые детские игровые комплексы. Еще до их официального открытия у каруселей отломили основание. Как оказалось, на детских аттракционах веселилась молодежь.
Большинство разрушений происходит в темное время суток, и даже в хорошо освещенных местах вандалы обеспечивают тьму. Так погрузилось в сумрак и без того мрачное место — Центральный парк культуры и отдыха. Там за год из трехсот светильников чудом выжил только один.
Не прошли «силачи» и мимо клумб города — в августе 2012 года иркутяне сдвинули половину земляного шара в Сквере Кирова. Каким образом им это удалось, остается только загадкой — часть сломанной скульптуры весила десятки килограмм.
Держать оборону
Чтобы хоть как-то сохранить то, что устанавливается на радость горожанам, Иркутск стал закупать антивандальное оборудование.
Недавно НИ ИрГТУ установил новые спортивные комплексы возле нескольких студенческих общежитий. Вуз закупил инвентарь за счет гранта Министерства образования России. Каждая площадка оборудована семью тренажерами, подобными тем, что стоят в платных спортивных залах Иркутска. Отличие лишь в том, что тренажеры установлены на улице, а не в помещении. Но если за границей подобные спортивные площадки — это норма, и в свободное время любой желающий горожанин может устроить себе физминутку, то в Иркутске встал вопрос: как продлить жизнь снарядам, чтобы их не похитили и не сломали.
Сергей Аносов, заместитель председателя профкома ИрГТУ:
— У нас уже ломали щиты на баскетбольных площадках, поэтому мы решили установить антивандальные спортивные комплексы. Если при изготовлении обычных тренажеров используют резину, пластик, то эти площадки сделаны только из металических деталей. При помощи новой технологии комплексы стали неразборными. При этом они вмонтированы в стену так, что их невозможно сдвинуть с места.
Антивандальные технологии на улицах города применяют все чаще. Это вынужденная мера. Но перед внедрением их тестируют. Так в аллее инноваций недавно появились антивандальные скамейки. Они выполнены из винизола. По задумке авторов идеи, новые скамейки нельзя сжечь, разломать и выцарапать на сидениях ругательные словечки. Кроме того, винизол устойчив к воздействию воды: влага после дождя не впитывается в сидения, а остается на поверхности. Достаточно смахнуть капли рукой и можно садиться на сухую поверхность. Для того чтобы скамейки появились на улицах Иркутска, они должны пережить зиму в аллее инноваций.
А вот антивандальные фонари в подземном переходе на Байкальской не прошли тест на прочность. Иркутские разрушители смогли сломать их за три года. Именно столько времени освещали путь тысячам иркутян светильники под землей, прежде чем их уничтожили. Начали вандалы с одного фонаря, а после разбили и остальные.
Похожая участь недавно постигла и мусорные баки на остановке «Цимлянская». Хотя немецкие производители и утверждали, что контейнеры сделаны из стойкого, тугоплавкого материала, россиянам оказалось по плечу сжечь их дотла.
Если бы памятник смог ответить
Если спортивные площадки, фонари и лавочки можно сделать из сверхпрочного материала и хотя бы ненадолго продлить им жизнь, то памятники защитить куда труднее. А им достается от рук вандалов нисколько не меньше.
В декабре прошлого года хулиганы впервые сломали гриф виолончели, выполненной из искусственного камня. После восстановления сломали снова. Потом еще раз. Зачем?
Ежегодно на праздник Пасхи иркутяне вместе с пасхальными яйцами разукрашивают и гранитное яйцо — часть комплекса, посвященного русско-японской дружбе, что стоит на пересечении Канадзавы и Марата.
Как показывает печальный опыт, не всех иркутян радовала скульптура Вампилова на Карла Маркса. Неизвестные не раз ее разукрашивали и обливали гудроном.
Но все рекорды нападения вандалов побил памятник Александру III, украшающий Верхнюю набережную. За одиннадцать лет своего существования с него спиливали гербовые короны, срывали гербы с металлических оград и отрывали буквы с постамента.
Надо нам его, ребята, перевоспитать
Если родители с детства не смогли привить своим чадам бережное отношение к окружающему миру, то делать из вандала человека приходится сотрудникам полиции. Так в уголовном кодексе для борьбы с разрушителями предусмотрена статья, по которой вандалов облагают штрафом до 40 тысяч рублей либо на протяжении одного года обязывают выполнять общественные работы.
Анна Свинаренко, сотрудник пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области:
— Более суровое наказание грозит группе лиц, которая совершила деяние по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В таких случаях, если вина вандалов будет доказана, им грозит наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.
Так в настоящий момент идет следствие в отношении двух студентов иркутских вузов, которые нарисовали свастику на заборе Иркутской мечети и на стене синагоги. По заверениям студентов, они сделали это не из-за расовой неприязни, а с целью проверить, как на подобные вызовы отреагирует общественность.
Екатерина Галеева, IRK.ru
Причем Иркутск здесь. Проблема - российская, по всей России народ агрессивный, воспитан так с детства. А в советские времена-ещё хуже было: не было ни одного целого телефона-автомата по городу. Безнаказанность -один из факторов склоняющий к разрушению в том числе.