Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Правила конструктивной критики

Большинство руководителей знают, что зачастую критика — это стресс для персонала. Внезапная, неожиданная критика — это двойной стресс. А при стрессе способность воспринимать и анализировать информацию снижается. К тому же, к замечаниям нередко относятся негативно и с отвращением. Почему? Да потому что в большинстве случаев они превращаются в достаточно злую критику, когда один человек пытается самоутвердиться за счет другого.

Как же сделать так, чтобы к вашим советам прислушивались? Как критиковать конструктивно, сохраняя хорошие отношения в коллективе? Как не понизить самооценку человека и при этом скорректировать его поведение? Это, в общем-то, несложно сделать, если придерживаться нескольких простых правил конструктивной критики, которые советуют психологи.

Доверительная атмосфера

Не торопитесь сразу засыпать человека советами. Все модели эффективной критики начинаются с более мягкого шага, который дает собеседнику время «собраться с мыслями». Сначала настройтесь с ним на одну волну, поговорите на нейтральные темы, в которых вы друг друга понимаете. И только после того, как человек прекратит защищаться и станет более открыт к тому, что вы хотите сказать, переходите к следующему шагу.

А вы как думаете?

Люди с большим удовольствием принимают советы от себя, а не от других. И следуют им с большим удовольствием. А раз так, то первым делом предложите собеседнику самому себе дать несколько советов. И, скорее всего, половину из того, что вы хотели сообщить, человек скажет себе сам. А так как совет из его собственных уст эффективнее, чем совет, исходящий от вас, то такой способ подачи информации можно считать более мудрым.

Фото с сайта www.graphicdesignblender.com
Фото с сайта www.graphicdesignblender.com

Вы такой молодец!

Даже если вы видите кучу недостатков в работе другого человека, в первую очередь постарайтесь найти положительные моменты. Похвалите его за что-нибудь, что вам понравилось: «Слушай, вот что у тебя действительно отлично получилось, так это…». Ваше внимание к удачным моментам в работе другого человека дает ему понять, что вы достаточно объективный судья, и умеете видеть не только минусы, но и плюсы. А раз так, то вам можно доверять и тогда, когда вы будете говорить о недостатках.

Давайте улучшим…

Не нужно нападать на собеседника и говорить ему в лоб, что в его работе все плохо. Оформляйте свои советы немного по-другому. К примеру, вместо фразы: «Дизайн сайта у тебя никуда не годится» используйте более мягкие выражения: «Дизайн сайта можно улучшить». Такая формулировка, во-первых, и приятнее на слух, а во-вторых, с ней сложно поспорить, ведь даже хорошую вещь всегда можно сделать чуть-чуть лучше. Поэтому человек в таких случаях обычно соглашается с тем, что «еще есть куда расти» и «нет предела совершенству».

Конкретика, только конкретика

Ваш совет должен быть таким, чтобы его можно было повторить. То есть он должен быть предельно конкретным. Если вы говорите человеку: «Будь увереннее», то ему непонятно, чего от него хотят. Ибо слово «увереннее» — достаточно расплывчатое понятие, которое может включать в себя множество аспектов. Если вы говорите, к примеру: «Распрями плечи, подбородок на 2 сантиметра вверх, дыхание глубокое, полной грудью, руки расслабь», то это уже четкое и понятное описание того, что нужно сделать. Точно так же после фразы «нужно улучшить цветовую гамму сайта», человек вряд ли поймет, чего вы от него хотите. Добавляйте больше конкретики!

Фото с сайта www.photopyx.com
Фото с сайта www.photopyx.com

Критикуйте поведение, а не человека

«Да, дизайнер из тебя никудышный» — этой фразой вы затрагиваете личность человека. А это обидно. А раз обидно, то не ждите от человека горячего желания последовать вашему совету. Вместо этого критикуйте только на уровне поведения: «Здесь пропорции не соблюдены, здесь цвета не очень точно подобраны». Таким образом, вы как бы показываете, что «дизайнер-то ты хороший, но ошибки бывают у всех. Поэтому давай их искать и исправлять».

Подведение итогов разговора

«Что ты вынес из нашего разговора? Чем он для тебя был полезен? Что, как и когда ты будешь делать, чтобы улучшить то, о чем мы говорили?» — задав эти вопрос в конце беседы, вы поймете, какая часть ваших слов дошла до собеседника, а какая потерялась по пути. Если вы не получили вразумительный ответ, это означает, что где-то в вашем общении произошел сбой, и нужно возвращаться на предыдущие этапы. Если же человек четко излагает полученную информацию, то можете себя поздравить — вы смогли донести ее до адресата.

Ответ критику

Вышеописанные принципы, как правило, здорово помогают в сообщении негативной информации. Но все же их соблюдение не гарантируют адекватное принятие замечаний. Ведь многое также зависит и от критикуемого — от уровня его образованности, особенностей воспитания, темперамента, умения управлять негативными эмоциями и наличия навыков конструктивного взаимодействия.

Чтобы критика оказалась полезной, тот, кому она адресована, тоже должен держать себя в руках и стараться реагировать адекватно. Для начала нужно выслушать партнера, не перебивая и контролируя эмоции. Затем выделить из сказанного только факты и задать уточняющие вопросы. Постараться понять, какую пользу можно извлечь из высказанных претензий, и дать ответ на критику.

По материалам сайта 5psy.ru

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля