В самом центре Иркутска раскинул свои просторы китайский город. На главных его улицах расположились кафе, магазины, дома жителей Поднебесной. Однако иностранным торговцам в последнее время приходится несладко: торговцев часто проверяют всевозможные ведомства, часть открытого рынка просто снесли. Но китайский квартал растет. Сегодняшний день мы начинаем с посещения уцелевшего «Чайна-тауна» и отправляемся с утра пораньше на центральный рынок — иркутскую «Шанхайку».
На пересечении улиц Байкальской и Софьи Перовской наш путь на «Шанхайку» преграждает двухметровый забор. Как нам пояснили в пресс-службе администрации Иркутска, чтобы хоть как-то привести в порядок центр города, собственник земли, на которой располагалась центральная часть открытого рынка «Шанхай», начинает строительство современного торгового центра. Иностранным торговцам собственник предлагает потерпеть до тех пор, пока не возведут здание — потом торговцы будут снимать торговые площади в новом здании и займут наибольшую часть павильонов. Однако иностранцы оказались «крепкими орешками» и выстроили дополнительный ряд торговых мест прямо за забором.
Максим Волынец, начальник отдела торговли департамента потребительского рынка администрации Иркутска:
— Как только начнется строительство торгового комплекса, забор будет перенесен на несколько метров. Таким образом освободится место для тротуара на улицах Байкальской и Софьи Перовской.
Несмотря на то что одну часть рынка уничтожают, жизнь китайского города продолжается по другую сторону Софьи Перовской. В то время как иркутяне едут на работу, когда в Иркутске открываются первые магазины, китайские торговцы только просыпаются. Большая часть рядов открытого рынка пустует, кое-где на прилавки неспешно выкладывают товары. Из активных работников в районе рынка можно увидеть только дворников, которые подметают тротуары центра города после снегопада.
Жизнь «Чайна-тауна» кипит между торговыми рядами «Шанхайки», в домах частного сектора центра города и в подворотнях центральных улиц. Здесь как будто всегда были кафе с азиатской кухней, игровые салоны, гостиницы для иностранцев и магазины с традиционной китайской пищей. В китайском городе есть даже авиа- и железнодорожные кассы. Поскольку иностранные торговцы часто ездят за товаром к себе на Родину, покупать билеты им необходимо. Медицинскую помощь однополчанам оказывают китайские врачи.
Дима, китайский торговец:
— Я живу и работаю в Иркутске уже три года. Квартиру снимаем в аренду. Многие переезжают из Китая целыми семьями и проживают в частных домах в центре города. Есть и такие, которые приезжают сезонно, потом возвращаются на Родину. Они едут в Иркутск либо к знакомым и размещаются у них, либо приезжают на микроавтобусах и, пока ищут жилье, живут в автомобилях.
Однако жить в частных домах могут только семьи. Как нам сообщили в пресс-службе УФМС России по Иркутской области, некоторые частные фирмы нанимают десятки нелегальных рабочих и селят их в свободное подвальное помещение. Перед этим сооружение переоборудуют: стены обшивают досками, монтируют нары. Сюда расселяют приезжих рабочих. Одно из таких зданий обнаружили сотрудники миграционной службы в результате рейда на рынке.
Станислав Степанов, главный специалист-эксперт по работе со СМИ отделения УФМС России по Иркутской области:
— Мы долго плутали по рынку «Шанхай», прежде чем на его задворках со стороны улицы Тимирязева обнаружили это здание. По-видимому, когда-то это был склад. Внутри находились нары, стоял большой стол и варилась еда. В тот момент, когда рабочие выходили из помещения, сотрудник миграционной службы смог проникнуть внутрь и задержать около 15 нелегальных мигрантов. На наши вопросы рабочие не отвечали. Как позже выяснилось, все задержанные работали на одну фирму.
С рассветом на пересечении улиц Байкальской и Софьи Перовской раздаются речи и возгласы китайских грузчиков. Одни везут на огромных тележках десятки тюков с товаром. Другие, согнувшись под тяжестью ноши, бредут по проезжей части, не обращая внимание на движение транспорта. Водители терпеливо пережидают, когда грузчики перевезут товар через дорогу. Среди узких рядов гусеницы тюков ползут к нужным им лавкам, не останавливаясь ни на секунду.
К десяти утра торговцы начинают рабочий день. Пока еще мало кто из них зазывает немногочисленных покупателей, слоняющихся между рядами. Утро граждан Поднебесной в Иркутске начинается с чашечки кофе. Точнее, стаканчика горячей жидкости, который привозит и распродает на морозе китайская торговка. Свою тележку она размещает прямо посреди тротуара. И уже через мгновение ее окружает толпа работников рынка «Шанхай».
Чистота после утренней уборки улиц в этом районе недолговечна. После завтрака в стеклянных павильонах и на открытых рядах начинается уборка торговых площадей. Прямо на улицы выливаются десятки ведер грязной воды, которая, растекаясь по дороге, тут же превращается в лед. А затем на лед летят полиэтиленовые и картонные упаковки из-под проданных вчера вещей.
Порядок в центре города пытаются навести сотрудники администрации, полиция Иркутска и волонтеры. Регулярно проводятся рейды по борьбе с несанкционированной торговлей. Однако и конфискация имущества, и опечатка павильонов, и многочисленные штрафы не дают видимого результата.
Россиянам тут не место
С утра пораньше вдоль торгового центра «Шанхай Сити Молл» выставляют свои прилавки лоточники под пристальным наблюдением выходцев из средней Азии. Несмотря на многочисленные предупреждения сотрудников полиции, объявления о рейдах, лоточники продолжают свою торговлю шерстяными варежками, носками и шалями. Большинство этих торговцев — русские бабушки и женщины из средней Азии, которые не хотят снимать в аренду павильон в торговом комплексе и занимать торговые площади на открытом рынке «Шанхай».
Раиса, лоточница:
— Я приехала из Воронежской области. Чтобы жить, мне необходима работа. В аренду снимать павильон в торговом центре мне не по силам. А на открытом рынке все места заняты, поэтому приходится каждый день выставлять лотки посреди улицы.
Таких, как Раиса, русских торговок, которым нет места среди многочленных бойких представителей различных диаспор, заполонивших Иркутск, сотни. Полицейские вместе с иркутскими волонтерами регулярно проводят рейды и административно наказывают по 20 человек за несанкционированную торговлю.
Дмитрий Забродин, начальник пресс-службы УМВД по Иркутску:
— При виде сотрудников полиции многие торговцы разбегаются. В этом случае полицейские при свидетелях составляют предписание и проводят конфискацию имущества. Торговые же киоски опечатывают до тех пор, пока в отдел полиции не явится хозяин.
Попытки облагородить рынок
Китайский город в центре Иркутска с каждым годом разрастается и внутренне обустраивается. Чтобы хоть как-то придать центру сибирской столицы приличный вид, была построена площадь «Павла Чекотова». В павильоны закрытого рынка переехала часть иностранных торговцев. Однако кардинально ситуацию это не улучшило.
В мае прошлого года на территории рынка открыли новый комплекс для китайских торговцев. В современном здании «Шанхай Сити Молла» расположились комфортные павильоны, кофейни. Но цивилизованные рыночные отношения царили здесь недолго. За год китайские торговцы победили чистоту и порядок. Завесили проходы тряпьем, завалили коридоры коробками. Здание с просторными помещениями и чистыми кафе превратилось в очередную крытую «шанхайку».
Китайский квартал в центре сибирской столицы патрулирует многочисленная охрана, выстроенная по периметру рынка, подобно Великой стене. В охране царит интернационал. Ее костяк состоит из китайцев, выходцев из средней Азии, славян.
Что будет с будущим торговым центром, легко догадаться, если на рынке просто оглядеться по сторонам. Все те меры, которые уже применялись, не возымели должного эффекта. Исправит ли ситуацию еще один «сити-молл»? Найдется ли в новом здании место для торговки платками из Воронежской области?
Жизнь в шанхайском муравейнике замирает с последними лучами солнца. В половину седьмого вечера здесь уже немного покупателей, в семь часов торговцы закрывают свои павильоны, лоточники собирают товар с прилавков и укладывают его в огромные тюки. Умолкают крики зазывал, последние иркутяне уходят с рынка. А «Шанхайка» обрастает горами пластиковых и картонных коробок, целлофановых пакетов и тряпочных мешков после напряженного трудового дня. С рассветом грузовики, как обычно, вывезут отсюда несколько тонн мусора. И через пару часов толпы иркутян и перекупщиков из разных районов области вновь будут брать штурмом торговые ряды с дешевыми товарами.
Екатерина Галеева, IRK.ru
предвзято. "пакеты летят, бабушке из Воронежа места нет, «однополчане» опять же.. ( о войне что ли журналистка пишет? скорее да..пытается. такой вот «профессионализм») Еще раз - написано предвзято, противно, да и вообще грустно всё это. Действительно, перенесли бы уже рынок в другое место, раз…