Полиция и лесные инспектора региона начали масштабное наступление на дельцов, замешанных в нелегальном обороте леса в Иркутской области. Кардинальное решение проблемы — в запуске лесной товарной биржи. Этим шагом руководство области планирует не только «перекрыть воздух» криминальной заготовке леса в регионе, но и увеличить налоговую отдачу от лесной отрасли.
Масштабное наступление
По словам руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области Виталия Акбердина, тесное взаимодействие лесных инспекторов, полиции, таможни сейчас позволяет эффективно бороться с нелегальной вырубкой леса. Так, за прошедший год лесные инспекторы провели совместно с правоохранительными органами 6,8 тысячи рейдов и проверок. В результате было выявлено 5,2 тысячи нарушений лесного законодательства, в том числе 2,3 тысячи случаев незаконных рубок. В общей сложности совместные действия полиции и агентства лесного хозяйства позволили в 2012 году на 22 % снизить ущерб региональному лесному фонду по сравнению с 2011 годом.
Виталий Акбердин:
— В конце прошлого года по поручению губернатора в рамках совместных действий с ГУ МВД по Иркутской области был организован постоянно действующий контрольно-пропускной пункт в пади Топка. Была разработана программа, по которой все проходящие через КП транспортные средства, перевозящие древесину, фиксируются. И если транспорт с лесом идет без документов, то на перевозчика составляется административный протокол, а перевозимая древесина задерживается до выяснения ее происхождения.
Также при региональном агентстве лесного хозяйства работает бесплатная горячая линия. Любой житель Приангарья может обратиться по номеру 8 800 100-24-00 и сообщить о фактах незаконной вырубки леса. За последнее время на горячую линию поступило 60 звонков, из которых факты нелегальной вырубки подтвердились в 20 случаях.
— В решении проблемы лесной отрасли задействованы все региональные контролирующие органы, — говорит заместитель начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Иркутской области Игорь Никитчук. — Усиленная работа по выявлению незаконных вырубок ведется по всей территории области. В то же время на основе оперативных данных определены участки, наиболее страдающие от действий «черных лесорубов». Это Нижнеилимский, Чунский, Тайшетский, Усольский, Боханский, Осинский районы области. По этим территориям проверки сохранности леса проводятся с особенной тщательностью.
О результатах проводимой работы говорят цифры. Число уголовных дел, направленных на рассмотрение в суд по преступлениям в лесной сфере, в прошлом году увеличилось вдвое. Только с начала 2013 года возбуждено уже 350 уголовных дел по фактам незаконной заготовки древесины. Тем не менее, оцененный ущерб от преступной рубки леса в Приангарье составил по итогам 2012 года 1,2 миллиарда рублей.
Но то, что предпринимаемых мер недостаточно, очевидно всем, в том числе губернатору области Сергею Ерощенко. Глава региона обозначил наведение порядка в лесной сфере как приоритетную задачу для региона. Прежде всего это касается вывода отрасли из тени, повышение налоговой отдачи, пресечение незаконных вырубок леса.
Первой ласточкой в решении этого вопроса стало поручение губернатора проверить пункты отгрузки леса в районе города Алзамай Тайшетского района. Тут же были выявлены многочисленные нарушения лесного законодательства. И теперь проверки ждут весь регион. С апреля по май масштабная ревизия затронет всех участников лесной отрасли — заготовителей и перевозчиков леса, отгрузочные площадки и лесоперерабатывающие предприятия.
Долгая дорога к бирже
Однако совершенно очевидно, что действиями одних контролирующих ведомств вопрос не решить. Можно проводить проверки в лесу хоть каждый день — толку не будет. «Выщелкивать» по одному черных лесорубов — дело, конечно, хорошее и необходимое, но этого мало. А значит, нужны какие-то экономические механизмы, благодаря которым нелегальная торговля лесом стала бы невыгодной. Один из таких инструментов — лесная товарная биржа.
Тема эта для Иркутской области не новая. Еще в далеком 2003 году идею создания лесной биржи предложила Лариса Забродская, занимавшая в то время пост замглавы областной администрации. Но тогда дело не пошло: не было достаточной законодательной базы и детально проработанного проекта (что, в общем, и понятно: опыт организации таких товарных бирж в России был еще недостаточен).
Чуть позднее — в 2005 году — Союз лесопромышленников Иркутской области и Ассоциация лесозаготовителей и лесоэкспортеров Восточной Сибири учредили ЗАО «Байкальская лесная товарная биржа». Но проект едва теплился — интереса у хозяйствующих субъектов (у одних поставлять лес на торги, у других — покупать его там) к новому форуму не возникло.
Тем не менее, региональные власти не оставляли попыток вывести региональный ЛПК из тени. В 2006 году проект лесной товарно-сырьевой биржи и биржевой торговли был презентован на совещании у губернатора Александра Тишанина. Были подключены все заинтересованные лица — из ВСЖД, налоговой службы, Иркутской таможни, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров области, Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Восточно-Сибирском регионе и других организаций. После совещания вышло постановление об организации биржевой торговли лесом.
Для того чтобы лесная биржа заработала (а также чтобы ввести систему контроля и учета древесины), было решено на базе предприятий ЛПК региона создать терминалы и вести отгрузку леса только через эти пункты. В конце 2006 года в Иркутской области начали работать 35 терминалов для отгрузки леса. Предполагалось, что на них будет производиться прием леса, взвешивание, сортировка его по породному составу, раскряжевание и хранение до отправки в пункт назначения.
Таким образом власти рассчитывали сократить количество пунктов отгрузки леса и наладить учет и контроль за движением древесины. В то время в области существовало 325 мест отгрузки лесоматериалов и около тысячи лесоэкспортеров. Лес активно вывозился в основном в Китай (в середине двухтысячных, по официальным данным, из 6 миллионов кубометров круглого леса — годовой объем вывоза за рубеж — 5 миллионов кубометров отправлялось в Китай. В реальности объемы вывоза были больше).
Однако биржа, что называется, «не пошла» — объем древесины, поступающей через терминалы, был невелик. Проект был спущен, что называется, на тормозах. Биржу закрыли.
Вспомнили о бирже лишь в 2011 году: в рамках заседания рабочей группы по лесному хозяйству и лесопользованию совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ (проходило в Приангарье в рамках очередного БЭФа). Тогда первый зампред правительства области Владимир Пашков заявил, что «Иркутская область прошла сложный путь понимания необходимости лесной биржи» и региональные власти готовы возобновить работу в этом направлении. «Мы хотели бы предложить Иркутскую область как опытную площадку для развития этого проекта», — сообщил тогда зампред правительства.
Тогда же Владимир Пашков акцентировал, что главным вопросом лесного комплекса (что в регионе, что по России в целом) является создание единой системы учета объемов заготовки древесины, поскольку все структуры, действующие в системе ЛПК (включая таможню, железную дорогу и так далее) имеют свои, несовместимые друг с другом, форматы учета леса.
Владимир Пашков:
— Без решения этого вопроса создание лесной биржи невозможно. Синхронизировать информационные потоки — вот задача номер один в ЛПК. Мы стоим на пороге решения этой проблемы, но без федеральной власти переступить этот порог мы не сможем.
Впрочем, и тогда, в силу целого комплекса причин тема не получила развития. И вот, спустя почти десять лет, Иркутская область снова возвращается к идее лесной биржи. На прошлой неделе губернатор Приангарья Сергей Ерощенко заявил, что правительство Иркутской области ведет работу по ее созданию, разрабатываются правила биржевой торговли лесоматериалами, порядок приема, учета, а также механизмы определения законности происхождения и движения древесины.
Сергей Ерощенко:
— Региональное правительство совместно с правоохранительными органами проводит работу по выводу лесной отрасли из теневого сектора. Лесная биржа может стать одним из механизмов пресечения незаконной заготовки и оборота лесных ресурсов.
Власти рассчитывают, что такой механизм позволит сделать незаконный оборот леса не выгодным, прежде всего, перекупщикам, а также защитить добросовестно работающие компании в лесной сфере. Участниками площадки должны стать лесозаготовители, представители таможни, организации и компании, участвующие в транспортировки леса. Одна из основных задач — повышение налоговой отдачи от лесной отрасли.
Виталий Акбердин:
— Важно, чтобы на биржу поступал легальный лес. Сейчас по вопросу открытия лесной Иркутской биржи мы тесно сотрудничаем с Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржей. В рамках этой площадки для нас будет открыта секция. И перед торгами в обязательном порядке будет проверяться законность выставляемой древесины. Сейчас мы прорабатываем все детали процедуры торгов — кто выставляется, как и сколько древесины предлагает. Запуск биржи планируется провести уже через месяц.
То, что в Приангарье вновь вернулись к идее, которую восемь лет назад пытались реализовать в региональном ЛПК, — не случайно. Во-первых, на этот раз власти намерены более последовательно развивать этот проект (напомним, проект лесной биржи пришелся на время «губернаторской чехарды» — когда в течение небольшого срока в Иркутской области сменились три губернатора). Во-вторых, лесная биржа (как инструмент вывода из теневого сектора сферы ЛПК) на сегодняшний день — самый проработанный проект. И, в-третьих, необходимо, чтобы налоговая отдача от регионального ЛПК была адекватной — этот ресурс должен работать на пользу Иркутской области. Ведь наш регион по объему заготовленной древесины занимает первое место среди субъектов федерации (в прошлом году он составил 25 миллионов кубометров), а значит, есть реальный шанс увеличить налоговые поступления.
Мария Щербакова
Фото с сайта www.permsrub.ru
я надеюсь на масштабную ревизию нелегальной деятельности в лесной отрасли , защиту законных участников лесной отрасли от ущерба из-за нелегальной конкуренции! Я согласен закрыть тупики, где не отечественные бизнесмены отгружаются, чтобы они заключили договоры по закупкам лесоматериалов с…