Кукольное представление — особое сложное искусство, требующее от актеров ловкости и сноровки. Однако то, что происходит за рамками спектаклей, имеет не меньшее значение: далеко не все знают, какой трудоемкий процесс — изготовление одной куклы. О мастерах, создающих недетские игрушки для детских спектаклей, расскажет корреспондент IRK.ru.
Выступления актеров-кукловодов всегда стояли особняком среди театральных представлений. Самобытность этого вида искусства достигается благодаря тесной связи кукол и актеров, ими управляющих. И здесь от качества изделия зависит, насколько уверенно кукловод будет управлять персонажем спектакля. Поэтому в процесс создания куклы обычно вовлечены сразу несколько мастеров-кукольников.
В мастерской бутафорского отдела — святая святых театра «Аистенок» — за столами трудятся две искусницы Елены. В помещении — типичнейший творческий беспорядок: кругом заготовки кукол и лоскуты ткани, огромный, во всю стену, стеллаж с красками и другими рабочими приспособлениями. Именно здесь рождаются персонажи представлений.
— Создание куклы — это серьезный творческий процесс, — рассказывает Евгения Шабанова, начальник постановочного отдела театра «Аистенок». — Рождение куклы начинается с замысла режиссера и эскиза художника-постановщика. Макеты и эскизы отправляются нам в постановочный цех, где мы решаем, как изготавливать персонажей и декорации спектакля. В течение года мы обычно делаем персонажей для 3—4 представлений.
Куклы бывают каркасные и бескаркасные, управляемые снизу, сверху и сбоку. Каркас изготавливается из дерева или пенопласта. Отдельные детали загружаются свинцом, чтобы готовая кукла правильно воспроизводила нужные движения. И затем изделию придают итоговый вид — шьют наряд и оформляют образ. Со всем этим справляется коллектив из 5 человек.
Разновидностей кукол для представлений существует в мире более сотни. В иркутском театре применяют несколько видов. Так, куклы зачастую оборудованы гапитом — механической машинкой, которая устанавливается в голову. С помощью рычагов, расположенных на гапите, персонаж может делать наклоны головы, а также производить движения глаз и рта. Гапит устанавливается, в основном, в тростевые куклы. Они работают на ширме и управляются с помощью специальных тростей. В этом случае кукловод одну руку вставляет в костюм куклы и держит гапит, а другой рукой — управляет тростями.
Также в представлениях «Аистенка» задействованы так называемые штоковые куклы. Управляющий механизм — шток — вставляется в туловище куклы снизу или в голову сверху. С еще одной разновидностью — планшетной куклой — могут работать до 3 актеров одновременно. Такая кукла приводится в движение с помощью держаков и вожаток: держак вставляется в голову и туловище, вожатки — в ручки и ножки.
И, конечно же, в театре используются всем известные марионетки на нитях. Для управления ими применяется вага — тяговый механизм, на который с помощью нитей и «подвешивается» кукла.
— В одном спектакле могут использоваться куклы одной из систем управления, — объясняет Евгения. — Либо это все марионетки, либо перчаточные, либо гапитные, либо куклы другой системы. В зависимости от задачи, поставленной режиссером, бывает и так, что в одном представлении используются разные, и если это не нарушает общий стиль спектакля.
— Какими качествами нужно обладать для того, чтобы делать куклы? — мастерица Елена задумывается на несколько секунд. — Думаю, в нашей работе необходимо иметь терпение и художественный талант. И, конечно же, нужно любить свое дело — иначе никак.
Механику кукол в театре создает Константин Андреев. Он делает механизмы, благодаря которым персонажи на сцене двигают руками и ногами, строят глазки, открывают и закрывают рот. Кроме основной работы, мастер передает свой опыт молодому преемнику-конструктору.
С большой теплотой в стенах театра также говорят про кукольного конструктора Сергея Огулова, ныне ушедшего из жизни. По словам сотрудников постановочного отдела, этот замечательный человек внес большой вклад в развитие «Аистенка». Его бессчетные работы до сих пор хранятся в запасниках театра и используются в спектаклях — как в «Аистенке», так и в других кукольных театрах России и зарубежья.
— Сергей Огулов долгое время работал в нашем театре, — объясняет Евгения Шабанова. — Он изготавливал кукол даже для одного из немецких театров. Впрочем, большинство кукол, задействованных в наших спектаклях, тоже изготовлены им.
Вне зависимости от сложности работы, в каждое изделие мастер, без преувеличения, вкладывает свою душу — только тогда кукла имеет все шансы правдоподобно «ожить» на сцене. А саму жизнь в персонажа вдыхает, конечно же, актер-манипулятор. Осуществляя задумку режиссера-постановщика, куклы для спектакля могут не только двигать ножками и ручками, но и изображать сложную мимику. Поэтому для их оживления порой требуется слаженный труд нескольких актеров. И мнение каждого кукловода учитывается при создании марионетки.
— Кукла, зачастую, изготавливается под руку того или иного актера, — объясняет Евгения. — Индивидуальный подход позволяет добиться правдоподобности движений, будь то планшетная кукла или сложно управляемая с множеством мимических движений.
Персонал для кукольного театра — как кукловодов, так и кукольных мастеров — готовят в Иркутском театральном училище. Таких специалистов требуется немного, поэтому училище проводит набор на кукольное отделение раз в несколько лет. Студентов учат как основам театрального мастерства, так и тонкостям устройства различных кукольных механизмов. По окончании учебы несколько человек остаются работать в «Аистенке», остальные уезжают в другие кукольные театры России и зарубежья.
— Для меня лично это все-таки призвание, а не профессия, — делится впечатлениями Елена, работница постановочного отдела. — Попав сюда однажды, уже ни за что не оставишь это волшебное место. Я около 20 лет назад пришла сюда. Потом мне примерно на 10 лет пришлось покинуть стены театра, но затем я все же вернулась обратно. Я люблю творить, и лучшее место для проявления творчества для меня — «Аистенок».
***
В ближайшем будущем театр ожидает реконструкция. Один из спектаклей — «Очень маленькие небылицы для очень больших зрителей» — сейчас приходится ставить в фойе. Сотрудники признаются, что связано это с нехваткой помещений.
— Этот спектакль идет в фойе потому, что требует камерности, особой атмосферы и непосредственного взаимодействия актера со зрителем, — рассказывает Евгения Шабанова, начальник постановочного отдела, проводя экскурсию по закулисью театра. — Мы надеемся, что у нас в будущем появится малый зал, где можно будет делать такие постановки.
Впрочем, на работе театра это пока не сказывается. «Аистенок» работает в полную силу, кукольные представления в главном зале идут почти каждый день. Стесненность в работе и небольшие зарплаты не мешают персоналу театра вкладывать всю душу в дело искусства. В гулких коридорах театра, заставленных разнообразным реквизитом, кипит работа. На лицах актеров, декораторов и изготовителей кукол невозможно увидеть грусти или уныния. Это значит только одно — люди действительно любят свое дело. Здесь «все по-доброму сумасшедшие», как выражаются сами сотрудники, и это действительно прекрасно.
Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам по адресу: rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем в рамках проекта «Любимое дело».
Андрей Щепин, IRK.ru
Аистёнок самый лучший детский театр в Иркутске!!! Начали ходить с полутора лет)))) Замечательные актёры, нам Дианочка Бронникова очень нравится как играет))) Привет ей огромный!
