Шесть лет назад по благословению настоятеля отца Александра Беломестных в Спасском храме открыта Школа церковных звонарей «Благовестник». Научиться звонарскому мастерству может каждый, кто чувствует в себе призвание к этому искусству (звонить в колокола нужно с особым душевным настроем, поэтому звонарь — это не профессия, а именно призвание — прим. автора). Как оказалось, таких людей единицы.
Как обучают звонарей
Занятия по колокольному звону проходят на колокольне Спасского храма каждое воскресенье. Мы же договорились на встречу с руководителем школы Александром Ипполитовым в будний день. Он пригласил поучаствовать в беседе своих учеников.
В учебный класс мы поднимались по узенькой лестнице храма. Сначала попали в просторное помещение, где проходят практические занятия. Александр предложил пройти еще вверх по лестнице в учебный класс.
В просторном помещении школы стоят столы для учеников, компьютерный стол, шкафы с книгами и дисками. К стенам прикреплены два самодельных учебных тренажера (позже стало известно, что на этих устройствах ученики отрабатывают ритмический звук колокола). Выше — иконостас.
По моим предположениям, во внеурочный день могли прийти два-три ученика. Однако их было больше — восемь человек. Александр предложил побеседовать за чаепитием. Мы уселись за большой стол и начали разговор.
— В 2006 году Спасский храм передали Иркутско-Ангарской епархии, — вспоминает Александр. — Благодаря тому, что прежде в этом здании находился исторический отдел краеведческого музея, здесь сохранились уникальные колокола, отлитые в конце 19 века. Трудами и стараниями сотрудника музея Олега Бычкова и его единомышленников, энтузиастов колокольного звона, в Спасском храме колокола висели уже с 90-х годов прошлого века.
По традиции, во время пасхальной недели звонить в колокола могут все желающие. И вот в Светлую седмицу в конце апреля 2007 года у звонаря Ивана Меньшенина появилась идея обучать звонарскому мастерству. Набрали группу учеников из 30 человек. Так получилось, что Иван только год руководил школой, потом он ушел по личным обстоятельствам. И с тех пор воспитывать звонарей стал Александр Ипполитов.
Александр показал толстую папку, в которой собраны анкеты всех, кто записывался на обучение в течение шести лет. Таких оказалось 80 человек. Из них на сегодняшний день — 50 выпускников, которые звонят в храмах Иркутска и области. Самому младшему ученику школы — 8 лет.
Александр Ипполитов:
— У нас не кружок любителей. Школа готовит звонарей, которые будут служить на колокольнях и звонницах региона. Самое парадоксальное, что звонарей не хватает. Каждый год востребованы новые кадры, поэтому набираем учеников ежегодно.
Занятия в школе проходят по классической образовательной схеме. Ученики изучают практику, теорию и историю колокольного звона. Теория включает такие вопросы, как значение колокольного звона, строение колоколов, технология литья, устройство колоколен и звонниц, виды звона и устав, определяющий, когда и как звонить.
Практические занятия проходят в учебном классе на самодельных тренажерах. Они воспроизводят только ритм. Отработка живого звона происходит на учебных колоколах.
— На тренажерах занимаются звеньями по три человека. Один отрабатывает ритм, второй, как инструктор, отмечает ошибки и поправляет, третий наблюдает за обоими, потом они меняются местами. У нас всего три тренажера, но за урок все ребята успевают на них поработать, — рассказывает Александр.
Настоящим звонарем может считаться только тот, кто сдал итоговые экзамены после годового курса обучения. Строгие преподаватели проводят два экзамена — по практике звона и теории-истории. Последний многие сдают не с первого раза. Выпускники получают диплом, подписанный настоятелем Спасского храма отцом Александром Беломестных и руководителем школы.
— Ольга сразу после окончания школы начала звонить на звоннице в Петропавловской церкви, которая находится рядом со Свердловским рынком, — рассказывает про своих учеников Александр. — Алексей звонит в Казанском соборе, Ринат (в крещении Ромил) звонит в храме Рождества Христова и мне помогает в школе. Также есть те, кто недавно начал заниматься — это Владимир и Александр.
Еще один из новеньких — Алексей. Он приезжает каждое воскресенье на занятия из села Ревякино Иркутского района.
Алексей:
— У нас на селе есть церковь с колокольней. Раньше там звонил мой знакомый. Потом его в армию призвали, и он попросил подменить. Я решил пройти обучение — такие знания, как здесь, больше нигде не получишь.
К разговору присоединился еще один Алексей. Он выпускник прошлого года, звонит на колокольне Казанского храма.
— Колокольный звон благодатно влияет на организм. Человек меняется, обучается сосредоточенности и внутренней дисциплине, — считает Алексей.
Среди учеников Александра Ипполитова музыкальное образование имеют далеко не все. Это не обязательный критерий. Александр говорит, что научить можно каждого, кто сам захочет. К тому же на занятиях отводится время изучению записи звона — ритм колоколов фиксируется особым способом.
Основной звук дает большой колокол — благовестник. Колокола меньшего размера (зазвонные и подзвонные) звонари используют для создания так называемого рисунка звона.
К будущим звонарям есть два основных требования: это чувство ритма и координация движений. Звонари работают на специальных станках и, чтобы воспроизвести звон, задействуют все тело. Чтобы посмотреть, как устроен станок звонаря, Александр пригласил подняться на колокольню храма.
Колокольный звон — душа храма
И вот мы на колокольне древнейшего иркутского храма. В прошлом году ему исполнилось 306 лет. По историческим сведениям, колокольня на 50 лет моложе храма.
— У нас уникальные колокола, — рассказывает Александр. — Их не повторишь. Это колокола конца 19 века. Есть колокол, который 130 лет назад был отлит иркутскими мастерами. Таких больше нигде нет. Удивительно, что мы не можем попробовать на вкус ни воды, ни воздуха тех времен, а звук слышим.
Александр слегка потянул на себя язык одного из раритетов. Раздался размеренный, чуть приглушенный, звук. Он смешался с ветром и разнесся по площадке верхнего яруса.
С колокольни открывается чудесный вид на город и Ангару. Но из-за пронзительного ветра находиться там продолжительное время было невыносимо. Не знаю, как звонари, но я очень сильно продрогла. Они по долгу службы уже люди закаленные. Бытует мнение, что звонари не болеют. Как свидетельствует Александр Ипполитов, несмотря на то, что звонят и зимой, простывают редко. Церковный звон укрепляет иммунитет.
Если же термометр показывает ниже -30 градусов, то звонить в колокола запрещено. При сильном морозе их можно просто напросто разбить. Церковнослужители очень бережно относятся к своему инструменту. Многие приходы живут довольно бедно, поэтому найти средства на замену колокола тяжело.
После экскурсии на колокольню мы спустились в помещение, где установлен учебный станок с настоящими колоколами. Александр предложил ученикам позвонить, чтоб я могла на себе ощутить влияние колокольного звона. Могу сказать, что, помимо хорошей координации, звонарю нужно иметь в буквальном смысле стальные перепонки. После минуты звона я с трудом могла расслышать то, что говорили близстоящие.
По словам Александра Ипполитова, в церковной иерархии звонарь традиционно не первый, а последний в ряду церковных служащих — на одной ступеньке со сторожем. «Дело наше несравненно больше нас самих, — заявляет звонарь. — В гости ходят по зову, а в церковь — по звону, так говорили на Руси».
Колокольный звон незаменим. Звонари участвуют в богослужении, звонят по случаю всех значимых событий в жизни церкви и каждого прихожанина — будь то двунадесятый праздник, водосвятие, крестный ход, приезд архиерея, будь то крещение, венчание или отпевание с погребением.
Александр:
— Звонарь на колокольне испытывает ощущение полета и упоенности. Звоним не мы, а колокола. Авторский звон еще возможен в оркестровой яме, но в храме он неуместен и потому бессмыслен. Мы всего лишь инструмент. Наша задача — раскрыть тембральное богатство колокола. Раскрыть его голос — достойная задача для звонаря. И чем больше у него опыта, тем больше возможности прозвучать колоколам он даст. В этом смысл нашего ремесла.
Историческая справка
До прихода советской власти в Иркутске было много колокололитейных предприятий. Например, в ремесленной слободе (предместье Рабочее). Также колокола отливали на Крестовской горе (сейчас на этом месте Центральный парк культуры). Производство вели семьями и даже династиями.
С приходом советской власти в начале 20 века традиция звонить в колокола в Иркутске прекратилась. Много звонниц и церквей с колокольнями было разрушено. Колокола сбрасывали, распиливали, расплавляли. Единственный колокол из череды многотонников, отлитых в Иркутске, чудом сохранился и звонит на колокольне Спасского храма. Его вес 92 килограмма.
До революции в Иркутске было более 40 храмов. С послевоенных лет до перестройки действовало лишь три. Сейчас в городе более 20-ти храмов и часовен.
Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам по адресу rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем в рамках проекта «Любимое дело».
Анна Рябова, IRK.ru
Я помню, когда, после многих лет забвения, впервые зазвонил колокол на Спасской церкви. Это было настоящее чудо, люди останавливались и долго слушали.