Говорят, в одной южной провинции Китая есть гора, которую с вершины и до основания опоясывает серпантин. В горе сотни отверстий-гнезд. В каждом гнезде сидит человек. По серпантину в телегах поднимают металлическую стружку, порох, бумагу. Каждый китаец в каждом гнезде берет из телеги что-то свое. Все эти люди делают фейерверки. Телега спускается по серпантину и забирает готовые бомбочки. Отверстия-гнезда в горе сделаны для того, чтобы при взрыве в руках одного мастера другие рабочие не пострадали.
Сегодня в «Персоне месяца», рубрике, в которой мы рассказываем об иркутянах, кто своим примером показывает, как сделать жизнь ярче, мы говорим с Александром Кашловым — человеком, который торгует фейерверками. Он уверен, что занят очень благородным и полезным делом, ведь дарить людям праздник и искреннюю радость — дорогого стоит. Хотя за недорого тоже можно.
— Александр, откуда пошли фейерверки?
— Одна из легенд гласит, что древний китайский правитель желал долго и счастливо жить. Он регулярно призывал к себе алхимиков, которые должны были найти ему эликсир молодости. Условие было такое: не находите средство — казнят. Многие лишились жизни. Так продолжалось до тех пор, пока у одного алхимика не получилось смешать что-то с чем-то, что в итоге взорвалось. Не боясь смерти, алхимик пришел к правителю и сказал: «Вот тебе шарики, которые создают страшный грохот и шум. Поджигай их, разбрасывай вокруг себя, отпугивай злых духов — тогда будешь счастливо и долго жить». Правитель поверил. Ему вообще понравились эти взрывающиеся шарики. С тех пор все китайские праздники уже много столетий обязательно проводятся с фейерверками. Есть и другая версия. Изначально китайцы бросали в костер бамбук, который взрывался. А фейерверки, близкие к сегодняшнему виду, появились после изобретения пороха, которым забивали бамбуковые стебли. С тех пор фейерверки очень широко разошлись по миру.
— А в России?
— Сформировавшейся пиротехнической культуры как праздничной атрибутики в России пока нет. В свое время Петр I пытался ее привить. Первый российский фейерверк прошел в Устюге. Какое-то время эта традиция держалась. Историки говорят, что Петр такие шикарные фейерверки делал, что они очень дорого обходились казне. Вот и не прижились. Стреляли, конечно, и при следующих правителях, но не так красиво и не так часто, как при Петре. А после революции в России вообще о фейерверках позабыли. Традиция возродилась во время Великой Отечественной войны.
После освобождения Орла и Белгорода в 1943 году Сталин приказал дать первый артиллерийский салют в честь освободителей. В стране в те времена, кроме осветительных ракет, ничего не делали, и производить световой салют было не из чего и нечем.Тогда на одном из заводов в Сергиеве Посаде приняли решение начать производство пиротехнического снаряда, которым можно было бы стрелять из артиллерийских орудий. С этого в СССР началось производство фейерверков. Сейчас на Новый год, 9 мая и День города фейерверки всегда устраиваются. Но по сравнению со многими другими странами редко.
— Какой самый впечатляющий фейерверк был на памяти?
— Я один раз был в Новосибирске на фестивале фейерверков. Это было колоссально! В течение часа выступило очень много команд, каждая показывала свое уникальное шоу. И, что самое интересное, весь этот час мы это шоу смотрели, хотя нормальный салют обычно не длится больше трех минут. Люди устают стоять с поднятой головой — потому что шея затекает, например. Когда ко мне приходит человек и говорит «Хочу салют на пять минут», я ему предлагаю поднять голову и смотреть в потолок. А я засеку время — узнаем, сколько он в таком положении простоит.
— А как же городские салюты по 8—10 минут?
— На городских салютах людей очень много — кто-то уходит, кто-то приходит. Но большинство смотрят за ним с большого расстояния, им не приходится задирать голову. Для небольшой компании оптимальное время стрельбы — две минуты.
— Кстати, как меняются общегородские фейерверки в Иркутске с течением времени?
— А нельзя сказать, что они как-то кардинально меняются. Бывают дорогие и хорошие пиротехнические шоу, бывают дорогие, но плохие, бывают дешевые и отличные. Еще момент — все познается в сравнении.
Тот зритель, который видел пиротехническое шоу в Китае, после просмотра нашего городского праздничного фейерверка, прямо скажем, останется в некотором смятении.Я поэтому нечасто смотрю грандиозные представления в интернете. Не хочется лишний раз расстраиваться от того, что у нас подобное никто не может реализовать из-за дороговизны представления. Хотя мы и стремимся что-то перенять. Индустрия фейерверков постоянно развивается — технологи постоянно совершенствуют формулы и составы пиротехники. Ищут новые цветовые гаммы, формы разрывов. Сегодня в небе можно делать очень многое — решетки, перекрестные фонтаны, фигуры.
Верно было отмечено, что хороший фейерверк — это дорого. Особенно фейерверк в масштабах города. Поэтому у пиротехнических шоу находятся противники.
У всего на свете находятся противники. Мне кажется, это люди, у которых не очень хорошо сложилась жизнь, они удручены, печальны. Праздник им не в радость. Они считают, что это никому не нужно, потому что фейерверк — это, например, шумно, а значит, всем мешает. Ну и другие причины есть. Я учился обращению с пиротехникой в Сергиевом Посаде. В этом городе находится Свято-Троицкая Сергиева Лавра — она славится самым большим в стране колоколом. Нас туда повели на экскурсию. Я разговорились со служителем. Слово за слово, он заявил, что городские салюты приводят к стрессовым состояниям людей, что это шум, большие затраты для городского бюджета, и лучше все эти деньги направить на социальные нужды.
В конце священнослужитель отрезал, что салюты — это лишнее, а думать нужно о насущном. Я попросил его ответить, почему 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде в Большом зале филармонии среди разрухи и голода играли 7-ю симфонию Шостаковича?Был полный зал, в филармонии в тот вечер зажгли все люстры. Он не нашелся, что ответить. В любое время в жизни есть место празднику, и это отлично.
— Сколько стоит организовать пиротехническое шоу для себя?
— Сколько бюджет позволит. 120 000 или 1 200 — каждый сам решает. То, что пиротехника — это очень дорого, миф. Можно на день рождения взять шесть бомбочек по 200 рублей и взрывать их весь вечер. И еще одну оставить на утро. Можно поставить три батареи, одновременно их поджечь и отбежать подальше — получится очень красиво. Вопрос не в том, сколько стоит фейерверк, а в том, с каким настроением к нему подходить. Достаточно посмотреть, с какой радостью многие люди взрывают обычные петарды. Мне в работе очень нравится то, что она позволяет почувствовать себя гордым за свое дело. Мы помогли человеку сделать его праздник ярким, а он потом приходит и жмет руку, благодарит за то, как все здорово получилось.
— В прошлый раз мы беседовали с Анатолием Филипповым — мастером кулинарного дела. Он рассказал, что сам для себя не готовит. Удается устраивать шоу для себя или тоже сапожник без сапог?
— Вообще, устраивать шоу — это интересно. Выстраивать какие-то новые комбинации, экспериментировать с формами очень здорово. Но дело в том, что как только я поджигаю первый фитиль, то праздник для меня превращается в грохот вокруг и пристальное внимание к тому, чтобы все шло строго по инструкции. Малейшее отступление от правил чревато большими проблемами. Потому что любая штука, в которой есть порох и металл, опасна. В итоге что получается — я волнуюсь, напряжен, а любуются шоу все остальные. Сомнительное удовольствие, прямо скажем. Зато потом все аплодируют и всем здорово. Тогда и мне здорово. Но всей этой красоты я сам не вижу. Иногда все-таки интереснее быть зрителем.
IRK.ru
Этж Депардье!