Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Особенности национального вождения

Приглядывать за водителями на дорогах Иркутска выходят не только инспекторы ДПС. Раз в неделю полосатые жезлы берут в руки и «кабинетные» работники ГИБДД — из контрольных, регистрирующих и административных служб автоинспекции. Такие выходы в свет — ответ на стабильно высокую статистику аварийности, нехватку личного состава патрульных экипажей и разболтанную водительскую дисциплину. О тонкостях общения гаишников и автовладельцев читайте в репортаже IRK.ru.

Развод

У крыльца областного управления ГИБДД в ожидании инструктажа стоят около 40 инспекторов. Все они с офицерскими погонами. Как выясняется, многие из присутствующих — кабинетные труженики из Главка, контролирующих и регистрационно-экзаменационных служб ГИБДД. Дополнительные силы выпускают на дороги регулярно — раз в неделю, объясняет мне старший инспектор по особым поручениям ГИБДД области Алексей Тарбеев. Сегодня я работаю с Алексеем в одном экипаже, впереди — три часа усиленной работы.

Ровно в 16:00 автоинспекторы строятся в шеренгу. Разводящий зачитывает инструкции, делит автоинспекторов по постам, раздает экипажам позывные. На середине доклада появляется серьезный мужчина в полицейской форме. Докладчик прерывается на несколько секунд, и отдает ему честь. После всех вводных полковник берет слово.

— Возьмите все позывные, чтобы не было, как в прошлый раз, — по-начальственному грозит он подчиненным. — Сам буду объезжать посты, проверять работу. А теперь по машинам.

Старшим экипажей выдают ориентировки на угнанные и «левые» машины-конструкторы, а также так называемые машины-двойники и с просроченными госномерами. Общий список разыскиваемых авто уместился «всего лишь» на 3 листах мелким шрифтом. Алексей Тарбеев рассказывает, что отработка транспорта по выданным спискам — программа-максимум предстоящего рейда. Ведь поймать, к примеру, машину-двойника — это большая удача.

Как выявляют двойников? Камера автоматической фиксации выявляет нарушение, фотография и штраф отправляется владельцу машины по почте. А владелец приходит и говорит, например: «Я в этот момент вообще в Москве был, и машина не моя, и не я за рулем». Мы начинаем такую информацию проверять.

Так и выявляются машины-двойники. На две машины все одно — модель, госномер, документы. Только одна из таких легальная, а другая — угнанная. Остановит автоинспектор такое авто для проверки — и на первый взгляд не отличит оригинал от подделки.

— А не выглядит ли такое как попытка оправдаться? — спрашиваю я.

— А смысл ему нам врать? — удивляется Алексей. — За ложные показания у нас отвечают по закону.

На прошлой неделе везение было на стороне гаишников — одного двойника поймали в ходе прошлого рейда. Еще 5 подобных машин из известных автоинспекторам — до сих пор в розыске. Сколько еще двойников безнаказанно ездят по иркутским дорогам — не известно.

Заграничные нарушители

Для проверки автотранспорта инспектору нужно держать в голове много информации — знать все тонкости ПДД, одновременно сверяясь с выданным листком с госномерами разыскиваемых машин. Тормозить всех подряд водителей автоинспекторам просто не хватит сил. Потому усиление линейных экипажей — мера скорее вынужденная.

На постах — рутина. Тормозят гаишники за явные нарушения — нечитаемые и отсутствующие госномера, тонировку, повреждения на кузове. Уже затем выясняются и другие возможные прегрешения водителей — просроченные документы, забытые дома или просроченные права. В этом и состоит главная трудность работы автоинспектора — вычленить из общего потока действительно нарушивших правила дорожного движения.

Интересный «кадр» появляется на горизонте на выезде с Академического моста — машина с монгольскими номерами. Инспектор тормозит авто. В салоне двое — парень и женщина. Документы на машину в порядке, если бы не одно «но» — парень за рулем едет без прав.

— Чтобы въехать из Монголии к нам, нужно зарегистрировать машину на таможне, — инспектор показывает документ. — Таможенный документ выдается на полгода. Если человек ездит больше этого срока, то автомобиль задерживают. По бумагам у них все нормально.

У патрульной машины тем временем выстраивается небольшая очередь, человека три. Женщина по имени Байгхэ (в переводе на русский — Байкал), владелица машины, пристраивается к крайнему ожидающему. Нарушительница сносно говорит по-русски. Поняв, что я тесно общаюсь с автоинспекторами, она обращается ко мне с просьбой:

— Вы им скажите, чтобы отпустили, пожалуйста, — жалуется Байгхэ, скромно улыбаясь. — Это он мой родственник, за руль сел, я сама город дороги не знаю, боюсь. Так не будем больше.

Я, как и обещал, передаю ее слова автоинспектору.

— Думаю, ее в итоге отпустят, — объясняет Алексей на мой вопрос о судьбе женщины. — Документы на машину в порядке, да и сама иностранка не похожа на злостную нарушительницу. Только вот тонировку придется снять, и то, что парень без прав за рулем, выпишут штраф. Лютовать автоинспекторы не будут, в этом случае это ни к чему.

Богатая фантазия

Про тонировку, кстати, особый разговор. Даже спустя столько месяцев после введения запрета на тонировочную пленку гаишники регулярно ловят водителей, не желающих ездить «как лох в аквариуме». Автолюбители придумывают самые невероятные отговорки, насколько хватает фантазии. Один из наглядных примеров встретился возле Академического моста, едва мы с Алексеем отъехали от поста. В потоке машин замечаем глухо тонированную «Ладу», автоинспектор по громкой связи заворачивает нарушителя в ближайший остановочный карман.

— А что у меня не так? — парень за рулем, кажется, совсем не понимает причину задержания.

— У вас тонировка, — спокойно объясняет очевидный факт Алексей.

— Так измеряйте, — наглеет водитель «Лады».

— У меня прибора нет, придется проехать на пост, — объясняет Алексей. — Но тогда все мы потеряем время. Либо исправляйте на месте.

А дальше начинается цирк. Водитель сыплет фактами — это не его, а служебная машина. А тонировка нужна, чтобы безопасно перевозить по городу большие суммы денег. А сейчас он почему-то едет на «служебной» машине по личным делам — спешит за подарком своему ребенку. И вообще, он работает в следственном комитете на гражданской должности. Как связаны служба в госструктуре и перевозка больших денежных сумм — не понятно.

Когда поток оправданий иссякает, автолюбитель сдается. На боковых стеклах, как оказалось, наклеена съемная пленка — ее достаточно легко снять, наложить на поверхность полиэтилен и убрать в багажник, чтобы наклеить на стекла чуть позже.

— Вы же понимаете, что я сейчас отъеду и приклею обратно, — аккуратно поддевая край тонировки, нагло усмехается парень.

Впрочем, Алексей не выглядит расстроенным. Его спокойствие объясняется просто — дело дошло до снятия тонировки на лобовом стекле. Здесь пленка оказалась несъемной. Парень это понимает и предпринимает вторую попытку уклониться от ответственности — бесполезно. Со злостью водитель обрывает куски пленки, забирает документы и, процедив что-то на прощание автоинспектору, срывается с места.

Еще один, более продуманный автовладелец, задержан на посту по улице Ширямова. Мужчина встал возле своего «Субару» с опущенными боковыми стеклами, заявив, что у него сломались стеклоподъемники. Под напором гаишников нарушитель все же сдается. Сразу же чудесным образом стеклоподъемники снова начинают работать, и мужчина вынужден содрать тонировку под угрозой изъятия госномеров.

Нечитаемые номера

На правобережной развязке Академического моста подозрительно себя повел один из водителей — «притопил» по дороге, едва завидев патрульную машину. Странная деталь — машина чистая, а госномер нарочно оставлен грязным, ровно по кромке. Мало ли чего у водителя на уме? Алексей бросается в погоню.

К счастью, долго нам гонять не пришлось — красный свет на перекрестке 7-й Советской и Седова остудил пыл водителя. Нарушитель прижимается к обочине. Нечитаемый номер, кажется, парня совершенно не смущает.

— Командир, номер же читаемый, — убеждает автовладелец.

— Мы сейчас будем спорить у кого зрение острее? — парирует Алексей. — Устраняйте неисправность на месте. Или же будем выписывать штраф.

Парень идет к машине. Слегка смахивает грязь с номера сухой тряпкой.

— Так нормально? — грустно обращается водитель к автоинспектору.

— Нет, код региона не видно, — приглядывается Алексей.

Парень еще раз через силу протирает фрагмент госномера.

— Пойдет? — сквозь зубы цедит парень.

Алексей одобрительно кивает и отдает автовладельцу документы. Бросив через плечо: «счастливо, командир», парень садится в машину и уезжает.

Недавно инспекторы поймали еще одного любителя скрываться от камер видеофиксации. Автовладелец не поскупился и установил на машину радар-детектор и специальные шторки на госномера. Радар ловит работающую на дороге камеру и закрывает номер в момент проезда мимо видеофиксатора.

Закон как враг

Конечно в ходе рейда выявлялись и другие нарушения — нечитаемые номера или же их отсутствие, езда без прав, просроченные «транзиты» и страховки, перевозка детей без спецкресел и прочее. Нынешний рейд прошел относительно спокойно, отмечает Алексей.

— На прошлой неделе было гораздо интереснее, — рассказывает Алексей. — Поймали двойника, еще одну в розыске, с измененными номерами агрегатов, аннулированными госномерами. Для участников рейда возможность выбраться из кабинетов и оторваться от бумажной работы — большая радость. Несколько часов постоять на дороге, с водителями пообщаться.

Однако усиленные патрули не могут коренным образом переломить высокую статистку аварийности в Приангарье. Инспекторы признают, что мягкое административное законодательство — одно из главных зол современных дорожных проблем, и не скрывают грусти по отмене так называемой балльной системы штрафов, действовавшей в России до середины 90-х годов. Водители с большим стажем наверняка еще помнят, как за нарушения ПДД автовладельцам делали просечки в талоне. Набираешь правонарушений на 15 баллов — лишаешься прав.

— Балльная система решала вопрос водительской дисциплины, — припоминает Алексей. — За каждое нарушение правил водителю начислялись баллы. В итоге получалось, что злостные нарушители становились самыми дисциплинированными на дороге. Ведь одно-два нарушения, и все — права изымают. Одновременно с этим не было проблем с оплатой штрафов — пока водитель не погасит штраф, права ему не возвращали. Тут у автовладельца было только два варианта — заплатить на месте по квитанции или же ехать в батальон ГИБДД и оспаривать решение инспектора. Когда все это отменили, водители сразу почувствовали свою безнаказанность.

Существующая же сейчас система наказания водителей совершенно их не пугает. Штрафные квитанции могут пылиться в бардачке годами. А от любых, даже самых страшных прегрешений на дороге автовладелец может уклониться, как показало недавнее расследование IRK.ru.

Существующая же сейчас система наказания водителей совершенно их не пугает. Штрафные квитанции могут пылиться в бардачке годами.

— Водители сейчас четко понимают свою безнаказанность, — рассказывает Алексей. — Теперь и прав лишить порой невозможно, опытный юрист за деньги может развалить дело даже за езду в пьяном виде или оправдать виновника крупного ДТП с пострадавшими. В первый же год после отмены балльной системы резко, в разы, подскочила статистика аварийности, смертности и травматизма на дорогах. И переломить эту тенденцию нам до сих пор не удается.

***

Конечно, в нашем обществе сильна страсть к обобщениям. Единичные криминальные эпизоды с участием полицейских люди автоматически транслируют на всю правоохранительную систему. Однако гаишники продолжают стоять на дорожном посту при всем несовершенстве имеющихся законов и серьезном кадровом голоде после недавней полицейской реформы. Кроме того, выслушивая необоснованные претензии и откровенное хамство в свой адрес от водителей. Одновременно с этим ГИБДД как может перебарывает «внутреннего зверя» — нечистых на руку или халатных коллег. Поэтому при встрече с честным дорожным постовым обязательно нужно сказать простое слово «спасибо» — они действительно заслуживают простой человеческой благодарности.

Справка

По итогам 3 месяцев 2013 года отмечается увеличение основных показателей аварийности. За указанный период зарегистрировано 567 дорожно-транспортных происшествия (+10,5 %; АППГ — 513), в которых погибло 85 человек (+13,3 %; АППГ — 75) и травмировано 723 лица (+13,7 %; АППГ — 636).

Наиболее неблагоприятная обстановка складывается на территориях Иркутска, Ангарска, Эхирит-Булагатского и Киренского районов, где зафиксировано увеличение всех трех основных показателей аварийности (ДТП, погибло, ранено).

На территории обслуживания 12 подразделений ГИБДД возросло количество ДТП со смертельным исходом, а именно в Иркутске (с 9 до 14), Ангарске (с 4 до 11), Тулунском (с 3 до 8 ), Зиминском (с 1 до 2), Тайшетском (с 0 до 3), Нижнеудинском (с 4 до 7), Братском (с 2 до 4), Усть-Илимском (с 1 до 3), Эхирит-Булагатском (с 2 до 3), Боханском (с 1 до 5), Усть-Кутском (с 1 до 4), Киренском (с 1 до 2) районах.

Причинами высокого уровня аварийности явились низкая транспортная дисциплина участников дорожного движения, неудовлетворительное состояние дорожной инфраструктуры и ее развитие, неэффективная профилактическая работа с водителями и пешеходами, а также стабильное увеличение числа транспортных средств.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • shustrik 28 июня 2013 в 13:46

    Я считаю, что если уж и принят какой-либо закон, то его соблюдение- есть обязанность каждого гражданина, будь то рядовой гражданин или представитель власти! Касаемо « любовных аммортизаторов»(животиков), это дело каждого! И каждый сам вправе выбирать образ жизни, но только не военные, не…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля