Наука сегодня развивается семимильными шагами, и нам, обывателям, за ней успеть крайне сложно. Как дорогу осилит идущий, так и науку осилит тот, кто интересуется окружающим миром. По мнению директора астрономической обсерватории Сергея Язева, проректора по внешним связям ИГУ, интерес к науке велик. Проблема в том, что мало общедоступных источников, из которых люди могли бы черпать информацию. О том, как можно сделать научные знания доступными, ученый рассказал в рубрике «Персона месяца».
— Сергей Арктурович, любовь к астрономии у вас с детства?
— Да. Мои родители были астрономами, и особое отношение к этой науке мне передалось с раннего детства. Важное значение имели и научно-популярные книги о космосе, которые я начал читать достаточно рано, и полеты первых космонавтов, которые пришлись на мое детство.
— Расскажите о самых ярких впечатлениях, которые удалось испытать за время активной научной деятельности.
— Пожалуй, это вид в телескоп мощной солнечной вспышки, развивающейся в реальном времени. На протяжении почти двадцати лет я участвовал в наблюдениях Солнца в Байкальской астрофизической обсерватории ИСЗФ СО РАН с помощью специального телескопа. Когда у тебя на глазах разворачивается грандиозный процесс неимоверной мощности, о котором никто, кроме нескольких наблюдателей на всей планете, даже не подозревает — это незабываемо.
— Приходилось ли участвовать в крупных научных проектах, совершать открытия мирового масштаба?
— Крупные научные проекты, в которых я участвовал, тоже связаны с наблюдательной астрономией. Еще в советские времена объявлялись программы, когда в одновременных наблюдениях солнечной активности участвовали многие обсерватории и институты многих стран, затем осуществлялся обмен данными, шла их совместная обработка. Что касается открытий — это, по определению, событие крайне редкое. Настоящее открытие в мире делается нечасто. В моей практике, да и в практике многих моих коллег, открытий мирового уровня нет.

— Получается ли сейчас совмещать работу в составе руководства университета и занятия астрономией?
— Получается, но, прямо скажем, с трудом. Новые обязанности требуют больших затрат времени. Астрономией занимаюсь иногда по вечерам, иногда по выходным. Но бросать это дело не собираюсь.
— Не один десяток школьников и студентов посетили ваши лекции в астрономической обсерватории. Проявляет ли сегодня иркутская молодежь интерес к подобным занятиям, познавательной науке вообще?
— Вечера тротуарной астрономии, в организации которых я участвую уже не первый год, показывают, что интерес к этой науке огромен. Публичные лекции, которые проводились в прошлом году на базе библиотеки имени Молчанова-Сибирского, также подтверждают это. Я надеюсь, что в этом году неподалеку от музыкального театра заработает публичная обсерватория, которая готовится к вводу в строй при участии Иркутского государственного университета. Уверен, мы все убедимся: она будет пользоваться большой популярностью иркутян — как молодежи, так и взрослых.
— Сегодня в школьной программе астрономия не значится отдельным предметом. Почему нужно вернуть ее в программу обязательного изучения?
— Потому что каждый цивилизованный человек должен знать, как устроен мир, в котором мы живем. Наша Земля — крошечный клочок безграничной Вселенной, находящийся под ее влиянием. В наше время мало кто знает, почему светит Солнце, чем отличаются звезды от планет, почему происходит смена времен года, что такое фазы Луны, какова реальная опасность астероидов, каковы возможные причины глобального потепления, влияют ли планеты на судьбу, а Луна — на рост растений, может ли погубить Землю адронный коллайдер и так далее. Зато в наших головах расцветает множество несуразных мифов по этому поводу, которые немедленно возникают, если не знать хотя бы азов астрономии. В итоге люди, организации и даже страны принимают порой неверные решения, которые обходятся очень дорого.
— Назовите три самых популярных мифа, которые обсуждают иркутяне?
— Иркутяне тут не уникальны, наиболее распространенные мифы бытуют во всей стране. Первый миф — о том, что над нами все время летают инопланетяне, причем у нас считается, что на Байкале их особенно много. Миф второй посвящен тому, что американцы на Луну никогда не летали, и это была мистификация. Третий миф — влияние лунных фаз на урожай в вашем огороде. Все эти утверждения крайне далеки от действительности.
— Вы верите в чудеса? Или склонны все объяснять с точки зрения науки?
— Сначала нужно договориться о терминах. Что такое чудо? В моем понимании чудом мы называем ситуацию, когда нам кажется, что нарушаются законы природы. Но поскольку законы природы нарушить невозможно (иначе это не закон природы) — чудес в таком смысле не бывает. Если нам что-то кажется необычным или невозможным, это означает только одно: мы маловато знаем и пока что не можем себе представить, как работают законы природы в данных (возможно, специфических) обстоятельствах.

— Какие мероприятия нужно проводить в Иркутске, чтобы горожане интересовались наукой?
— На самом деле интерес к науке велик. Проблема в том, что современная наука развивается стремительно и все дальше уходит вперед, отрываясь как от уровня нашего базового образования, так и от среднего уровня образованности населения. В результате большинство «обычных» людей, как правило, не понимают, о чем вообще идет речь, а ваш брат — журналисты — в подавляющем большинстве случаев не могут ничего пояснить, потому что сами ничего не знают о науке. В результате, вместо того чтобы сообщать людям о интереснейших и важнейших научных достижениях, СМИ чаще всего пишут о набивших оскомину «барабашках», пришельцах и прочей чепухе, которая к науке не имеет никакого отношения. А люди думают, что это и есть наука…
Это большая проблема. Решить ее непросто. Мы в Иркутском государственном университете планируем циклы публичных популярных лекций в городе с участием наших крупных специалистов, другие проекты, которые помогут разобраться тем людям, кто действительно хочет в чем-то разобраться. Кроме того, есть сейчас немало отличных научно-популярных книг. Они, правда, обычно недешевы, но стоят того, чтобы на них потратиться.
— Вы говорите, что большинство журналистов не могут грамотно писать о науке, потому что не знают ее. Как, по-вашему, можно изменить ситуацию?
— В советской и российской истории было немало отличных журналистов, писавших о науке. Практически все они имели естественнонаучное образование, поэтому хорошо понимали то, о чем пишут. Я думаю, это почти единственный выход — привлекать к занятиям научной журналистикой самих ученых, которые обладают способностями популяризаторов.
Другой путь — давать студентам-журналистам курс научной журналистики, погружать их в научные проблемы. Смею надеяться, что я внес небольшой вклад в это направление: уже около 10 лет я читаю курс журналистам в Иркутском госуниверситете. Понятно, что речь не идет о том, чтобы научить физике или астрономии, но продемонстрировать, что мифы, которые распространяют СМИ, суть именно мифы — дело тоже полезное.
— Как, по вашему мнению, сегодня развивается российская наука и сможем ли мы стать ведущей в научном плане страной, как это было раньше?
— Честно говоря, по многим направлениям мы отстаем очень сильно. Если пока не так плохо с мозгами, то с оборудованием в большинстве случаев просто беда. Так, например, техника, которой вынуждены пользоваться российские астрономы, как правило, отстает от лучших мировых образцов очень существенно. Ассигнования на науку в России понемногу растут, но этого абсолютно недостаточно. Пока государственная политика в области науки не изменится кардинально, наше отставание будет только усиливаться.
IRK.ru

-
ladyM
5 июля 2013 в 16:37
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментариинадо же какое отчество) вполне астрономическое! обожаю астрономию! в школе был любимый предмет))