Говорят, что творческие люди не могут долго и кропотливо заниматься одним делом — полет фантазии не дает усидеть на месте. Только это не совсем так. Например, творческая профессия реставратора требует усидчивости и огромной любви к своему делу.
Наша героиня Алла Мироненко 24 года занимается реставрацией памятников архитектуры. О своем призвании она рассказала в рубрике «Любимое дело».
Кропотливый труд
Алла Мироненко закончила Политехнический институт в 1986 году, где получила широкопрофильную специальность архитектора. Но уже тогда она увлеченно интересовалась реставрацией и диплом защитила по теме «Реставрация и реконструкция выставочного зала Иркутского областного художественного музея». Профессионально же применить свой талант реставратора ей удалось в 1989 году, когда она пришла работать в проектную мастерскую, в которой и трудится по сей день.
Собеседница вспоминает, что первым делом пришлось работать с объектами «Желябовского комплекса» на основе имеющихся аналогов деревянных домов. Нужно было изучать чертежи и анализировать уже готовые проекты. Накопленные знания пригодились в самостоятельной работе над проектами.
Алла Мироненко:
— Первая часть работы с объектом заключается в том, чтобы его изучить и обмерить. Обмерные чертежи позволяют определить, что со временем утратило здание, в какой стилистике оно построено. После определенного периода начинается воссоздание облика. Нужно подобрать элементы декора, формы карнизов, окон, балконов. Если дом сильно разрушен, то нужно определиться с концепцией, которая поможет восстановить его. Исследования проводятся, чтобы выяснить, на какой временной период мы будем проводить реставрацию. Изучаем объект, узнаем, что скрывает его внешняя оболочка.

В то время как архитектор постоянно в поисках новых решений, перед реставратором стоят другие задачи: ему нужно прежде всего понять, как выглядел объект раньше, и только потом приступать к работе. Нужно сохранить исторический облик здания, при этом придать ему немного современности.
Алла Мироненко:
— В реставрации важно иметь чувство стиля. Оно накапливается у тебя со временем, с получением практического опыта. Должно быть и вдохновение на работу, которое приходит не сразу. Бывают очень убогие объекты, за которые, кажется, страшно браться. Зато потом получается удивительная красота. Современные архитекторы не всегда понимают, что мы делаем, зачем мы восстанавливаем. Но ведь это важно для истории.
Во время разговора героиня рубрики вспомнила один из своих проектов — здание на улице Чехова, где сегодня пестрят яркие вывески. Дом был очень запущен, облик полностью разрушен. Но работать было очень интересно.
— Я была главным архитектором проекта реставрации этого здания, — вспоминает Алла Мироненко. — В наши руки оно попало словно после бомбежки. Приходилось собирать его по крупицам, обрисовывать каждый элемент, «лечить» его. Мы восстановили детали, балконы, окна. Ведь именно благодаря этим мелочам здание приобретает свой исторический вид.

Женское это дело
На реализацию проекта от бумаги до воплощения уходит от одного до трех лет. Работа архитектора-реставратора заключается в том, чтобы сделать чертежи всего здания и отдельных деталей. В проекте также указывается технология восстановительных работ, цветовое решение и материалы.
Больше всего времени занимает реставрация храмов. Часто этот процесс затягивается на десятилетия по причине нехватки средств.
Алла Мироненко:
— Реставрацией Харлампиевской церкви я занималась с 2000 года. Мастерская у нас была непосредственно в храме. В советское время здание было переделано под общежитие, появилось много лишних перекрытий. Когда все это убрали, открылись очень красивые своды и объемы. Очень приятно осознавать, что часть этого величия создавал и твой труд тоже.
К работе на реставрационном объекте привлекают целый штат специалистов — историков, реставраторов-скульпторов, инженеров, рабочих. Но решение, как будет выглядеть та или иная деталь, зависит от архитектора-реставратора.
Алла Мироненко:
— Чтобы понять, каким было здание до современности, мы ищем информацию о нем в архивах, привлекаем историков. Кроме того, используем в работе книги. Например, издание коллекционера Сергея Медведева «Иркутск на почтовых открытках». В книге не все опубликовано, поэтому мы напрямую обращаемся к нему, просим подобрать для нас материал. Иногда пользуемся интернетом. Но это менее достоверный источник.

В своей работе архитектор-реставратор сталкивается с различными трудностями. Чаще всего они связаны с нормативами, которые применимы к современному строительству. Например, многие дома, построенные как жилые, сегодня являются зданиями общественного назначения. Соответственно требования к ним предъявляются совсем иные.
Алла Мироненко:
— Все памятники архитектуры мы делаем удобными для эксплуатации. Например, многие дома в «Тальцах» музеефицированы. Допустим, раньше была дверь в доме высотой 1,6 метра и потолки низкие. Понятно, что высокому человеку тяжело там находиться. Поэтому при реставрации мы вносим изменения. Нужно много требований соблюсти, поэтому полностью сохранить исторический облик здания очень трудно.
Результаты реставрационных работ проверяют экспертные комиссии. Они смотрят на все со своей позиции, предъявляют свои требования. Выявляется много несостыковок. Поэтому, чтобы не возникло противоречий, нужно грамотно и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

По наблюдению Аллы Мироненко, среди реставраторов больше женщин, чем мужчин, ведь хорошо выполнять рутинную и кропотливую работу лучше получается у слабой половины человечества.
Алла Мироненко:
— Наверное, в человеке с самого рождения заложена склонность к реставрации. И однажды она дает о себе знать. Те, кто занимается реставрацией, как правило, люди усидчивые, они любят свое дело. Я не знаю, откуда у меня возник интерес к этому. Возможно, я впитала его от нашего славного исторического города, в котором выросла. Он дает мне силы для творчества и по сей день.
Дорогие читатели, если вы занимаетесь чем-то оригинальным, у вас интересная профессия или увлечение, пишите нам на адрес rabota@irk.ru, и мы про вас расскажем в рамках проекта «Любимое дело».
Анна Рябова, IRK.ru

-
sick_room
27 августа 2013 в 02:20
Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарииа почему нет фото за работой? обычно всю эту лепнину просто мажут краской слой за слоем каждую «реставрацию»