Два года назад выпускницы педагогического университета Елена Ашихина и Женя Петрова занимались дипломным проектом, в котором рассказали о давно известных, но практически не используемых в Иркутске методах реабилитации детей при помощи кошек и собак. По-научному занятия называются канистерапия и фелинотерапия. За рубежом и в России существуют профессиональные организации, которые предлагают такие услуги. Занятия начинающие психологи проводят регулярно в двух городских домах-интернатах, где воспитываются ребятишки с различными психологическими расстройствами.
Нюша
Обычно девушки привозят четвероногих любимцев на выходных. В один из воскресных дней занятие прошло в доме-интернате № 2. К его проведению присоединилась и я. Было любопытно посмотреть, в чем же кроется целительный секрет общения с собаками.
— Мы работаем с особенными детишками, поэтому большое внимание уделяем и тем, кто с ними работает. Наши волонтеры — в основном студенты педагогического университета. Без них проект бы не существовал. Так, наши главные волонтеры — Женя Кочетова, Надя Кабаева, Римма Аксенова работают с нами уже три года, именно они были первопроходцами в нашем самом первом проекте, еще с Леной. И хотелось бы сказать им большое спасибо, что они с нами, потому что пока есть такие люди, есть и возможность творить добро, — рассказала нам Женя.
Девушки подобрали довольно большую группу для терапии — мальчишек и девчонок разных возрастов. Куратором занятия была Юля Шакиро — еще один волонтер в команде девушек. По словам Юли, в этот раз они решили провести игротеку, после которой ребята должны установить дружеские отношения.
Юлия:
— Здесь ребятам от 7 до 18 лет. Самый старший среди них Леша. Многие стараются его уязвить. Он очень резко реагирует на это, нервничает. Есть еще несколько мальчишек, которые друг с другом не ладят. Нужно, чтобы дети в ходе работы с собаками научились уважать друг друга.
Юля активно организовывала весь процесс. Для нее, как и для меня, это была первая встреча с детьми из интерната. Под стульями посапывали дворняжки из питомника — Пальма и Нюша. С детьми они уже были знакомы.
— Многие ребята не могут сдерживать эмоций и сами, не желая того, причиняют боль. Вот и Пальму на прошлом занятии немного обидели. Собак мы привозим из питомника. Они проходят полное ветеринарное обследование. В этом плане все безопасно. Кроме того, их обучают командам для взаимодействия с детьми, — рассказывает психолог.
Просторную комнату, которая по декорациям и атмосфере напоминала актовый зал, наполнили звонкие голоса и топот. Большинство ребят сразу кинулись к животным. Их спокойное и беспечное пребывание нарушили ручонки ребят, которые живо и резво трепали за уши и холку.
Чтобы занять воспитанников, Юля предложила провести эстафету, во время которой дети должны были закрепить рецепт общения с собаками.
— Самое главное — правильно держать поводок и давать верные команды «вперед», «стоять», «сидеть», «рядом», — напоминает девушка. — Ни в коем случае не тянуть собаку и не идти впереди. Она должна чувствовать, что вы выгуливаете ее, а не она вас.
Эстафета не задалась. Пальма спасовала, старалась спрятаться под стул при любой возможности. Интерес к этой собаке, как к сломанной игрушке, сразу же пропал. Спасала ситуацию Нюша, которая уделяла внимание всем. Юля решила сменить эстафету командными играми, во время которых вызывала по одному воспитаннику, чтобы сделать тематический грим — нарисовать носик, мордочку и усики.
И Нюша помогала в этом творческом процессе. Она запрыгивала к ребятам на колени и, свернувшись клубочком, спокойно дремала. Тем временем мы пытались поговорить с ребятами.
— Максим, а тебе что на наших занятиях нравится? — спрашивает Юля.
— Мне нравится играть с животными. Собаки хорошие. Но больше всего я люблю белок, — плохо выговаривает мальчишка. Из-за дефекта речи ему трудно даются слова.
У следующей нашей собеседницы Кати характер своенравный. Она любит обращать на себя внимание и капризничать. Но с Нюшей на руках девочка сидит смирно.
У Дениса на руках Нюша мирно посапывает. По мнению мальчика, у животных есть свой характер. Он не такой, как у людей. Денис поясняет:
— Они ведут себя хорошо. А мы ведем себя плохо иногда. Когда не помогаем, ведем себя плохо…
Методика
С детьми действительно непросто. Поведение многих трудно было анализировать. Волонтеры уделяли внимание каждому. Но воспитанники интерната все же находили повод друг друга задеть и обидеть. По-настоящему послушными они были в тот момент, когда уселись за рисование. Под детскую песню «Дорогою добра» из фильма про Маленького Мука мысленно они отправились в мир детских фантазий, где были солнце, дома, чудесный лес, цветочные поля, неведомые звери и собаки. Оказалось, каждый второй неплохо рисует.
Завершилось занятие традиционным рассказом о том, что удалось каждому изменить в себе за эти пару часов. Все это время я наблюдала за процессом со стороны и могла с уверенностью сказать, что удалось изменить многое. Дети стали свободнее общаться. Они смотрели друг на друга совершенно другими глазами, я бы сказала, добрыми.
— Вы все большие молодцы, но сегодня я вами не довольна, — подытожила Юля. — В следующий раз надеюсь на ваше понимание и внимательное отношение к своему поведению и окружающим.
Обычно занятия проходят в группах по пять человек. Общие игровые занятия бывают редко.
— Ко всем детям нужен особый подход, поскольку у всех есть отставание в развитии и оно проходит с своими особенностями. Кто-то плохо разговаривает, у кого-то проблемы со зрением. Исходя из этого подбирается вид взаимодействия, — рассказывает девушка. — Мы работаем в двух направлениях. Развиваем моторику и движение за счет творческих занятий и снимаем психоэмоциональное напряжение за счет занятий с животными.
Впервые канистерапию начали практиковать в детском доме интернате № 1 под руководством Евгении и Елены. Проект был направлен на дрессировку собак. Работали с ребятишками, которые находились в переходном возрасте.
В этом году, помимо собак, в занятиях участвуют еще и кошки. Девушки задействуют их в рамках нового проекта. В нем больше внимания уделяется творчеству — дети мастерят различные поделки из шерсти, полимерной глины. Организаторы занятий хотят продавать их на аукционах и ярмарках, а на вырученные средства купить подарки к новому году.
Евгения Петрова:
— Первый наш проект назывался «Собака — друг человека». Мы понимали, что детям в интернате не хватает теплоты и ласки. А общение с собаками помогло восполнить этот пробел. У них появляется чувство ответственности и сопереживания. Те, кто плохо говорит, тренируют речь. Те, кто плохо ладят между собой, благодаря работе в паре становятся друзьями. Новый проект «Сами с усами» направлен на развитие творческого потенциала. Кошки дают возможность отвлечься. Они выступают помощниками и охранниками психологического состояния во время творческого процесса. Как мы уже заметили, кошки ребятам очень нравятся.
Первый проект девушкам удалось реализовать за счет поддержки коммерческих компаний. Второй — благодаря поддержке администрации. Занятия теперь проходят в двух интернатах.
— В идеале для канистерапии подходят лабрадоры или золотистые ретриверы. Они очень ласковые и хорошо поддаются дрессировке. Мы же пока приводим собак из приюта. Тщательно отбираем их, смотрим, чтобы были тихие, небольшие по размеру и молодые — примерно до года,— рассказывает Женя. — Ничего нового мы не открываем. Сеансы с животными проводил еще Зигмунд Фрейд. Сейчас мы практикуем эту методику с детьми в интернатах, наполняем их жизнь лаской и теплотой, которой им порой так не хватает.
* * *
Чтобы методы, которые практикуют начинающие психологи, имели конечный результат, нужно проводить длительные курсы. Организовать их можно только на базе специально созданного учреждения. Пока же в Иркутске такого нет.
Возможность проводить терапевтические занятия с животными существует у контактного зоопарка. Сегодня там проживает около сотни животных и птиц. Руководитель проекта Иван Сизых говорит, что провести подобную встречу на их территории можно только в том случае, если в группе будет работать свой психолог, который продумает, как лучше выстроить занятие. В штате зоопарка такого специалиста пока нет.
За пределами Иркутска в селе Грановщина реабилитацией детей при помощи лошадей занимается Фонд Тихомировых. Детям с ограниченными возможностями и проблемами в развитии там помогают уже больше 10 лет. Руководитель фонда Ольга Тихомирова отмечает, что за последние годы популярность иппотерапии возросла в десятки раз, поэтому сейчас так просто записаться на занятие нельзя — очередь расписана на два года вперед.
Потребность в животной терапии сегодня высока, но проблема в том, что в городе не хватает специализированных учреждений для этого. За развитие в этом направлении ратуют волонтеры. Но их усилий явно недостаточно.
IRK.ru
Молодцы! А как связаться с Юлей и Женей?