Виктор Дацюк получил пожизненный срок за жестокое убийство 11-летней шелеховчанки, неспособной сопротивляться взрослому мужику.
Трагедия у карьера
На допросе сам Виктор Дацюк рассказывал, как приехал на автостанцию Шелехова, накануне разругавшись с женой. Здесь он забрел в ближайший магазинчик согреться и выпить водки. Продавщице и еще одной женщине на остановке, которая впоследствии опознала убийцу, Дацюк изливал душу о семейных проблемах.
Там же, возле павильона, преступник и приметил Ульяну, идущую на занятия по вокалу. Дацюк представился девочке полицейским. Уже темнело, и он (как «сознательный правоохранитель») благоразумно предложил проводить Ульяну. Девочка согласилась. Доверчивость увела Ульяну не к дому, а к жестокой гибели в Солдатском карьере….
Из материалов уголовного дела:
«…Согласно характеристики из ИК-32 ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области, Дацюк характеризуется как замкнутый, спокойный, волевой, способный противостоять отрицательному влиянию. /т.3 л.д. 7/… …Согласно характеристики из ФКУ ОИУ-26/44 ГУФСИН России по Красноярскому краю, характеризуется удовлетворительно, имел неустойчивую социальную установку /т.3 л.д.14/… …Согласно характеристики от участкового уполномоченного по месту жительства, характеризуется удовлетворительно, официально не трудоустроен, имеет случайные заработки, скрытен, необщителен. /т.3 л.д.19/… …Согласно характеристики от соседей, характеризуется как спокойный, уравновешенный, вежливый человек и примерный семьянин /т.3 л.д.91/…»
На безлюдном пустыре Дацюк заставил девочку раздеться, отбросил вещи в сторону и совершил насилие. Спустя мгновение, испугавшись ответственности, Дацюк решил задушить истерзанную девчонку собственным шарфом. Но Ульяна стала сопротивляться и попыталась спастись. В какой-то момент девочке удалось вырваться из «объятий» изверга и побежать, громко крича о помощи. Следователи насчитали 222 шага, которые девочка смогла пробежать.
Из материалов уголовного дела:
«Согласно указанного осмотра места происшествия, следы, ведущие к месту, где разбросана одежда, размеренные, расстояние между шагами не увеличено (ходьба). От места, где разбросана одежда, до места обнаружения тела расстояние между шагами увеличено (бег). Таким образом, до места совершения насильственных действий преступник и жертва шли спокойным шагом, а от места совершения насильственных действий до места совершения убийства потерпевшая пробежала примерно 222 шага (133 метра)».
Мать в последний раз видела Ульяну — единственного ребенка — живой днем 7 февраля. В 16:00 она позвонила дочери, чтобы напомнить о занятии по вокалу. Около 17:30 она вновь пыталась созвониться, но безрезультатно.
Искали всем миром
Изначально о насильнике и убийце 11-летнего ребенка было известно крайне мало. Никто не видел, как совершалось преступление, первым свидетелем стал сторож карьера, который и обнаружил утром следующего дня припорошенное снегом тело. С места убийства изъяли пустую бутылку водки и окровавленный марлевый тампон со следами ДНК. Важным вещдоком стал след подошвы преступника, оставленный на снегу.
Из материалов уголовного дела:
«Согласно собранным по делу доказательствам, Ульяна характеризуется с положительной стороны. Она воспитывалась в атмосфере доброжелательности, полного взаимопонимания и материального благополучия, успешно обучалась в МОУ СОШ № 1 г. Шелехова. Росла активным, одаренным и многосторонне развитым ребенком, параллельно с обучением в школе она занималась в различных кружках и секциях детского творческого центра. Педагоги и ученики характеризуют Ульяну как открытого, общительного, доверчивого, веселого, доброжелательного и одаренного ребенка с широким кругом интересов и увлечений (вокал, танцы и прочее). /т.1 л.д.99/»
Раскрытием убийства одновременно занимались 30 работников следственного комитета, привлекли значительные силы полиции. С первых часов велся поиск свидетелей произошедшего — это позволило за считанные часы установить первых возможных очевидцев преступления и, в условиях дефицита информации, уже на следующий день представить фоторобот преступника.
По словам Павла Привалова, одного из следователей регионального СК, самая большая проблема заключалась именно в поимке преступника. Он вспоминает, что в период розыска следователи и их помощники целым автобусом выезжали в район, где произошло убийство, и массово проверяли всех, кто подходил под описание.
Павел Привалов:
— Имея на руках образец ДНК, неопровержимый факт, нам было нужно найти непосредственного преступника. Поэтому только два тома уголовного дела из 40 имели непосредственное отношение к расследованию. Остальное — результаты отработки многочисленных версий, опросов десятков потенциальных свидетелей и результатов экспертиз. На допросах Дацюк вел себя спокойно и все подробно рассказывал. На месте убийства, в присутствии понятых, он размеренным голосом детально объяснял, как совершал преступление.
На призыв по поиску хоть каких-то данных о шелеховском изверге откликнулись и жители окрестностей. Тысячи ориентировок с фотороботом преступника расклеивали в городах и поселках. Всего в поисковой кампании было задействовано, как подсчитали позже, более 200 человек.
В дежурную часть Шелеховского ОВД непрерывным потоком шли звонки от граждан — их в итоге насчитали несколько сотен. Фильтруя поступающую непрерывным потоком информацию от возможных очевидцев, правоохранители получили ценные данные о личности подозреваемого.
Однако среди телефонных доброжелателей были и те, кто пытался с помощью резонансного дела решить личные проблемы. В середине февраля в шелеховскую полицию позвонил молодой человек и сообщил, что видел, как похожая по описанию девочка садилась в день убийства в белые «Жигули». Позже стало ясно, что эта информация ложная. Звонивший признался, что хотел отомстить своему знакомому, поэтому указал на его машину.
Признание
Через 10 дней после убийства, первого и единственного подозреваемого в зверском преступлении поймали. Дацюк все это время находился буквально под носом у правоохранительных органов — как ранее судимый, он числился на учете. В день задержания он пришел на отметку в местный пункт.
На первых допросах Дацюк признался только в убийстве, отрицая факт сексуального насилия над ребенком. Чуть позже задержанный подтвердил и это. Результаты нескольких экспертиз не оставили сомнений в причастности Дацюка в преступлении. На судебной психолого-психиатрической экспертизе у него выявили наличие шизоидных расстройств личности, что, однако, не повлияло на итоговый вердикт.
Следствие длилось полгода, материалы уголовного дела в суд направили в начале сентября. Показания со стороны обвинения в суде давали 14 человек. Свидетелей со стороны Дацюка — ни одного.
***
Пожизненное лишение свободы убийцы Ульяны — слабое, но все же утешение для родных и друзей погибшей девочки. Еще важнее, что Дацюк до сих пор не оспорил вынесенный ему приговор. Это значит, что родителям не нужно проходить через ад очередного судебного разбирательства.
Но легче от этого близким погибшей быть не может. Дацюк забрал жизнь Ульяны, скорбящим родственникам оставив только обнаруженные на месте преступления личные вещи погибшей, переданные после расследования — тетрадь из 48 листов, одежду и две сережки в форме сердца…
Андрей Щепин, IRK.ru
На вокзале он представился полицейским. А где в это время были настоящие полицейские?