Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

«Чего по пьяни не учудишь…»

Так уж вышло, что полицию у нас принято ругать. Хвалят лишь те, кому люди в форме реально помогли. Но много ли мы знаем об этой работе? Наш корреспондент провел день с участковым отдела полиции № 3 УВД по Иркутску Константином Чернявским, чтобы своими глазами увидеть, с кем и как ему приходится работать. В ведении Константина находятся «Джем Молл», улицы Сергеева, Аргунова и Воронежская. Но иногда, как и сегодня, он работает на территории других участковых, которые сейчас в отпусках или в командировках. Забегая вперед, скажу, что на такой должности сложно не растерять веру в человечество и оставаться добродушным и отзывчивым человеком. Просто потому что «целевая аудитория» такая…

Дела учебные

Мое утро с участковым началось с посещения колледжа олимпийского резерва, куда приехали все работники отдела полиции № 3 У МВД по городу Иркутску (на бульваре Рябикова) сдавать годовые зачеты по морально-психологической, правовой и стрелковой подготовке. Мы идем по узким зеленым коридорам до нужной нам аудитории. Зал, рассчитанный человек на 30—40, уже забит полностью. Половина всех присутствующих — женщины.

Экзаменатор встречает меня не очень приветливо. Около 10 минут я объясняю, зачем здесь нахожусь, а мне, в свою очередь, объясняют, что меня здесь быть не должно. Тем не менее мне разрешают остаться, но не рассказывать о том, что я увижу. Скажу лишь, что подсмотрела несколько вопросов по теории. Отметила следующие: «Что должен сделать полицейский при обращении гражданина?» и «Куда обязан доставить сотрудник полиции гражданина, находящегося в состоянии опьянения?».

Чтобы получить «удовлетворительно», нужно попасть в лист А4 три раза из четырех с 20 метров
Чтобы получить «удовлетворительно», нужно попасть в лист А4 три раза из четырех с 20 метров

После сдачи теории сотрудники идут в тир. Чтобы получить «удовлетворительно», нужно попасть в лист А4 три раза из четырех с 20 метров. Остальные результаты считаются неудовлетворительными. Как шутят сами офицеры: «Просто некоторые из нас очень миролюбивые. Мы по рукам стреляем, а не по туловищу. Зачем же человека убивать?». Кстати, в тот день местами мне было сложно понять, когда полицейские шутят, а когда говорят серьезно.

Телефон не смолкает

По дороге в отделение полиции в Свердловском округе Константин рассказал, что за сутки в их дежурную часть поступает около 40 звонков.

За сутки в их дежурную часть поступает от 40 до 60 звонков.

На нашем участке есть женщина, которая звонит просто, чтобы «передать привет». Чаще всего в форме матерных частушек или песен. Когда я только перешел в этот отдел, она меня предупредила: «Ну, все, вешайтесь, теперь я доставать буду вас». Время от времени приезжаем к ней с профилактической беседой, а она дверь не открывает, только такие же приветы передает. Есть одна старушка, которая жалуется на соседей сверху. Мол, те ночами гробы делают. Старушка все это в глазок видит: соседка приносит доски, дома сколачивает их, а потом они уже вместе с мужем гробы выносят. Мы ночью, когда весь дом спит, будим «гробовщиков», опрашиваем и формально подтверждаем, что никто ничего здесь не мастерит. И попробуй не выехать на вызов….

Отделение полиции располагается на первых двух этажах старого четырехэтажного общежития. На третьем и четвертом этажах живут люди. В коридоре в предбаннике на полу лежит картон. «Это у нас такие ковры французские», — шутят полицейские. После предбанника вход в само отделение перекрывает металлическая решетчатая дверь, которую может открыть только дежурный. Проходим внутрь. Первое, что бросается в глаза — очень узкие коридоры. Кажется, что вот-вот откроется дверь и непременно ударит тебя. Проходим в кабинет Константина, где он рассказывает мне о дальнейших планах:

Сегодня ночью поступил звонок в дежурную часть о нападении на женщину. Наряд ППС уже выезжал туда — обычная пьяная потасовка. Сейчас поедем общаться с потерпевшей. Потом еще в несколько мест заедем.

Шальная молодежь

Едем с экипажем ППС к потерпевшей. Встречаем Татьяну (имя изменено — прим. ред.) по дороге в магазин. Одета женщина определенно не по погоде: свитер и джинсовая куртка, штаны и сапоги на каблуках, нет ни шапки, ни шарфа с перчатками. Татьяна производит впечатление очень сильно и очень давно пьющего человека. На вид ей лет 50, хотя на самом деле 38.

Татьяна садится в нашу машину. Воздух тут же пропитывается запахом алкоголя. Женщина рассказывает, как ее знакомый Димка во время общего застолья «беспричинно начал ее бить». Полицейские предлагают женщине написать заявление, но она отказывается, говорит, что рука болит, поэтому ручку и лист она держать не может. Проехать в участок тоже отказывается. К концу разговора становится понятно, что она «не хочет привлекать к уголовной ответственности» своего знакомого.

Кстати, женщина на втором месяце беременности. По ее словам, скоро к ней приедет жених, который и защитит ее от обидчика. Полицейских не удивляет ни отказ Татьяны, ни ее беременность. «Так и плодят воспитанников коррекционных детсадов», — комментирует кто-то. Татьяна нас покидает. Мы возвращаемся в отдел.

В дороге раздается очередной звонок — это мама молодого человека, которого подозревают в воровстве. Я становлюсь свидетелем беседы.

Вы будете брать кредит? — спрашивает полицейский. — А вы знаете, что он еще чей-то ноутбук хотел в ломбард заложить, но его не взяли? А где он сейчас? Плохо. До свидания.

Парню 21 год, не работает, — начинает рассказывать Константин, — встречался с девушкой, взял у нее золотую цепочку с кулончиком, потом айпад и пропал. Начали разрабатывать. Сейчас вот мама хочет взять кредит, чтобы расплатиться за это все и пойти на мировую. Трудных подростков тоже хватает. Есть еще один известный в наших кругах 15-летний персонаж. Закачал себе в кисти рук, под кожу в районе костяшек, какую-то жидкость, она застыла и вроде бы превратилась в кастет. Уже раз семь попадался на воровстве телефонов у школьников. Даже не скрывался, но во всем обвинял своего двойника, который, якобы, у него есть. Деньги от продажи украденного отправлял в «общак» на зону. Молодежь сейчас такая пошла. Насмотрятся телевизора, впитают в себя всю эту преступную романтику, а потом воротят дела. Много таких. Не хотят работать, им лишь бы гулять, пить и отдыхать.

Максим и банка майонеза

Мы буквально на минуту возвращаемся в отделение. И тут же отправляемся на новое место — до соседнего дома, где прошлой ночью мужчина попытался убить своего знакомого. Нам предстоит опросить потерпевшего и подозреваемого. Константин по дороге вводит меня в курс дела. Во время застолья некая Катя пожаловалась подозреваемому Максиму на то, что сосед сверху своровал у нее пакет сухого молока во время предыдущего веселья. Пьяный Максим пошел разбираться. Закончилось все тем, что Максим сначала пытался задушить предполагаемого вора, потом попробовал ударить его ножом, но был вовремя остановлен. В итоге Максим разбил о голову потерпевшего банку майонеза. Все это тянет на 119 статью УК РФ (угроза убийством). Обычная «бытовуха».

Потерпевший живет в ужасной квартире
Потерпевший живет в ужасной квартире

Сначала идем к подозреваемому. Он живет на первом этаже четырехэтажного дома. В подъезде встречаем его маму, которая провожает нас в однокомнатную квартиру-малосемейку, в которой стены и мебель выкрашены в радостный розовый цвет. С порога нас встречают две толстые кошки. Максим выходит через минуту. Щуплый мужчина, ростом около 160 сантиметров, хромает на одну ногу, все его лицо покрывают морщины. Можно подумать, что они с матерью ровесники, но сыну нет и 35 лет, просто ранее судимый. Он волнуется, мечется по помещению и не выпускает из рук стакан чая, который настолько крепкий, что имеет мутный коричнево-оранжевый цвет.

Беседуем с Максимом. Он не отрицает свою вину. Его версия происходящего полностью совпадает с рассказом потерпевшего. Участковый объясняет мужчине, что ему грозит за совершенное. Максим только сейчас понимает, что попади этой банкой в висок, исход пьянки мог быть совсем иным. Тут же он чуть ли не слезно уверяет нас в том, что сегодня же бросит пить. Раз и навсегда.

А вы понимали, что делаете? — спрашиваю я.

Если честно, только в последний момент стал осознавать происходящее. Когда нож взял в руки, замахнулся на него… Мне кто-то крикнул «Нож убери, ты совсем что ли?!». Только тогда остановился, потому что меня сразу за руку схватили.

А зачем тогда банкой ударили?

Чего по пьяни не учудишь, — отвечает мама Максима. Самому виновнику сказать нечего.

Поднимаемся к потерпевшему на четвертый этаж. Он живет в ужасной квартире. Здесь облезлые батареи, нет обоев, стены местами голые, из мебели только тумбочка, матрацы и веревка, натянутая от одной стены к другой. Она служит вешалкой. Тут нас встречает потерпевший, его друг и женщина пенсионного возраста, которую называют Белоруссия. Здесь тоже живет кот.

Потерпевший крупнее Максима раза в два. Удивительно, как такой мужчина мог стать жертвой того, кто меньше его в несколько раз. Потерпевший показывает место, где еще лежат осколки банки, потом предъявляет окровавленную подушку.

В общем хаосе все это даже не бросается в глаза, а наоборот, гармонично вписывается в обстановку.

Проводим там минут 10—15, уходим.

Спускаемся в квартиру свидетельницы (да, все участники происшествия проживают в одном подъезде). Ее нет дома, но дверь открыта. «А у нее она и не закрывается никогда», — поясняет Константин. На пороге две крупных кошки. Дома обстановка еще хуже, чем в предыдущей квартире. Не застав хозяйку, мы в последний на сегодня раз возвращаемся в отделение. По дороге Константин рассказывает, что у этой Кати есть два взрослых сына. Вполне неплохо живут, а вот сама женщина пьет и жить иначе, видимо, не хочет.

Вернулись в кабинет. Константина уже ожидали несколько человек. Мне пришлось подождать, пока они решат свои вопросы. Только после этого Константин рассказал об обычном распорядке дня участкового:

Рабочий день начинается с рапорта в 8:45, на нем раздаются задания, после чего каждый планирует день. Дальше уже все занимаются своими делами: кто-то обходит территорию, кто-то принимает граждан, проверяет оружейников. Дел хватает всегда. Но многое зависит от обстоятельств. Участковый может весь день проработать по одному запросу, но зато раскрыть дело уже к этому же вечеру. Вообще, участковый — это тот человек, к которому граждане могут обратиться за помощью в любой момент и в любой ситуации, поэтому никогда не знаешь, как и во сколько день начнется и закончится.

* * *

В тот день Константин освободился ближе к ночи. Как я позже узнала, вечером он задержал молодого человека с пакетом конопли. Сейчас против юноши возбудили уголовное дело по статье 228 (незаконные приобретение, хранение, изготовление наркотиков).

Анна Собчинская, IRK.ru

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • AmpiR 21 ноября 2013 в 11:19

    Дважды сталкивалась в представителями закона: один раз нас обокрали, приехали все описали, сняли отпечатки и уехали прошло уже 8 лет, никто ни разу не звонил. Второй раз ночью ломился пьяный мужик, ломился явно по ошибке, были летние выходные, я была дома с грудным ребенком, муж за городом, соседи…

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля