К главе любого региона всегда много вопросов как со стороны простых обывателей, так от общественности и журналистов. Не является исключением здесь и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Полтора года на посту главы Приангарья позволяют ему говорить не только о том, что сделано, но и о ближайших планах на будущее. О развитии инфраструктуры, информационной открытости и неэффективных управленцах — это и многое другое Сергей Ерощенко рассказал в эксклюзивном интервью для интернет-портала IRK.ru.
— Сергей Владимирович, в последние несколько месяцев мы наблюдаем за регулярными кадровыми перестановками и новыми назначениями в региональном правительстве. Скажите, насколько глобальны последние преобразования в структуре региональной власти?
— Еще в начале работы на посту губернатора я говорил, что важна управленческая роль единого коллектива регионального правительства. Исходя из этого формируется и команда, которая не абстрактно занимает посты министров и зампредов, а людей, способных решать те или иные задачи.
Как положительный пример нового подхода — сфера экономики региона. Хотя много критиковали в свое время министерство экономического развития, но при моей личной поддержке и помощи других региональных ведомств мы добились подписания очень перспективных соглашений с рядом крупных предприятий области — Иркутской нефтяной компанией, Роснефтью и многими другими предприятиями. По итогам этих соглашений только от группы компаний «Илим» мы получаем 2 миллиарда рублей налогов в областной бюджет.
Успешно работал региональный минстрой под руководством Михаила Литвина. К примеру, поставлена задача решить в течение года проблему с обманутыми дольщиками. В этом отношении мы задаем тон всей строительной отрасли.
Сам министр растет вместе с расширением поставленных перед ним задач. Как результат — на сегодняшний день министр получил повышение до зампреда. Теперь, имея бо́льшие полномочия, он может дальше профессионально расти на госслужбе и работать над новыми проектами. В частности — по социальному строительству и многим другим направлениям.
Не только моя команда, но и я лично несу ответственность перед жителями области. Поэтому, если региональным властям нужна поддержка жителей в том или ином вопросе, я всегда напрямую обращаюсь к населению и впоследствии публично отчитываюсь за свои действия.
К примеру, когда мы на днях сдавали школу в Култуке, местные жители прямо говорили — думали, так все и бросят после закладки первого камня. Теперь же мы перерезаем ленточку и открываем учебное заведение. И очень приятно, что жители Култука не только пришли на открытие, но активно участвовали непосредственно в процессе восстановления школы.
Так и вся кадровая политика регионального правительства направлена именно на такое максимальное вовлечение в процесс улучшения жизни людей. Это постоянный рабочий процесс внутри правительства области.
— То есть чиновники, ушедшие из правительства в последнее время, не смогли держать себя в новом тонусе?
— Периодически, подводя итоги работы, мы видим, что некоторые люди в нашей команде не выполнили поставленных перед ними задач. Это объективные, а не мои личные понятия.
Скажем, уход Алексея Зезули из правительства. Он способный, толковый специалист. Но при формировании бюджета, к сожалению, оказался далек от общего видения и задач данного документа. Мы готовим к исполнению бюджет эффективного развития. Мы гордимся параметрами, конкретными цифрами, демонстрирующими улучшение социально-экономической ситуации.
Мы не говорим о том, что отставки — это целенаправленное увольнение или некая «охота на ведьм». Это нормальная работа, более эффективная и цивилизованная, которая действует под определенные задачи. Также могу сказать, что и у губернатора должен быть определенный временной ресурс. Не надо чересчур засиживаться на этом посту.
С другой стороны — если я не достигну целей, поставленных перед собой и публично озвученных населению области, то я готов уйти с губернаторской службы без всякого побуждения со стороны. Ведь если не справляюсь, то зачем мне здесь тратить время? Эта мысль меня постоянно держит в рабочем тонусе.
— А появятся ли в структуре регионального правительства новые министерства и ведомства?
— Зачастую от перестановки мест или, в нашем случае, перераспределении полномочий результат не меняется. Важно, чтобы сейчас, невзирая на межведомственные несоответствия, та команда, которая уже работает в правительстве, работала только на достижение результата. Как я говорил выше, в этом направлении мы очень многого достигли. Те же выборы в Законодательное собрание, на которых мы сформировали единую команду депутатов. Здесь мы добились понимания и поддержки людей в вопросе выбора кандидатов без всяких манипуляций.
Важно теперь и дальше эту работу проводить, уже на уровне муниципалитетов. Могу сказать, что мы усилим свое внимание по Братску и ряду других территорий области. Ведь муниципалитеты наиболее близко находятся к населению.
— К слову о ведомствах. Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край выступили с инициативой создания предприятия «Аэропорты Восточной Сибири». На каком этапе сейчас находится этот проект и реально ли его воплотить в реальность?
— Наша общая инициатива направлена на воссоздание единого авиационного узла Восточной Сибири, и другого пути в этом вопросе нет. Вот посмотрите — республиканский авиаузел Бурятии с пассажиропотоком всего в 270 тысяч человек и таким же низким показателем в Чите.
И это при том, что в Восточно-Сибирском регионе есть все необходимые составляющие для развития транспортного сообщения, особенно авиации. Мы обладаем базой для расширения воздушных перевозок — в том числе авиастроительными и авиаремонтными предприятиями. Все это в комплексе даст нам и соседним регионам рост пассажиропотока, обеспечит население надежной транспортной связью, поспособствует развитию инфраструктуры и прочее.
Сейчас завершаются переговоры по передаче международного аэропорта «Иркутск» в ведение области. Это очень сложный процесс, который займет еще какое-то время, поскольку связан с переподчинением имущественного комплекса.
Тем не менее от словесных деклараций мы в этом вопросе переходим к конкретным действиям. Как только все только формальности будут утрясены, мы сразу же приступим к строительству нового терминала на месте старого здания аэровокзала. И уже впоследствии, основываясь на увеличении пассажиропотока, строить новый воздушный порт «Иркутск-Новый». Без этого мы не можем говорить о каких-либо стандартах качества и развитии туризма в регионе.
К тому же иркутский аэропорт — это только один из пунктов развития региональной авиации. Взлетно-посадочные полосы на Ольхоне, в Усть-Илимске, Братске, Тайшете и других поселениях области необходимо рассматривать исключительно в едином комплексе общеобластных авиаперевозок.
Строительство новых аэропортов — это тоже нужное, правильное направление. Но только при условии, если пассажиропоток на восстановленных и вновь открываемых направлениях будет увеличиваться, поскольку под эти работы выделяются бюджетные средства.
— Сегодня жители крупнейших сибирских административных центров весьма активно говорят о том, что именно их город является столицей Сибири. Новосибирцы говорят о своей столичности в связи с тем, что это крупнейший город СФО и именно здесь расположено полпредство президента РФ и прочие федеральные структуры. За пальму первенства борются красноярцы. Омичи заявляют претензии на столичность, вспоминая Александра Колчака. Иркутск же очень часто называют исторической столицей Сибири. А как лично вы смотрите на Иркутск, его историю и считаете ли, что центром нашего макрорегиона является именно этот город?
— Точно могу сказать, что исторически и фактически Иркутск и область уникальны — как по геополитическому отношению, так по кадровому ресурсу и развитию инфраструктуры. Та же энергетика — наша гордость и источник дешевой электроэнергии. Простой стимул для развития рекреации — 350 миллионов потенциальных туристов из Китая в зоне часового авиаперелета до нас. Также стоит отметить расширение сотрудничества в нефтегазовом комплексе.
Конечно, есть еще некоторые отставания в инфраструктуре и управленческом потенциале. Но в остальном имеющиеся ресурсы дают нам серьезный задел в соревновании с другими регионами. Скажем, в позапрошлом году наш бюджет был меньше бюджета Кемеровской области, сейчас же — далеко впереди. И наши ресурсы в этом плане еще далеки от исчерпания.
При этом я не стал бы возводить соперничество в абсолют и не хотел бы принижать заслуги других территорий. Но я совершенно спокоен относительно наших шансов опередить по развитию другие регионы.
— Сергей Владимирович, известно, что вы открыты для общения с представителями СМИ, зарегистрированы в сети микроблогов. Как вы считаете, в сегодняшних реалиях высокопоставленный чиновник должен быть современным и максимально открытым для общественности или вопрос «открытости» каждый должен решать для себя сам?
— Открытость не должна быть самоцелью. Поэтому не скажу, что ведение аккаунтов в интернете для меня жизненно необходимо. Но, учитывая исторически сложившуюся особую социально-политическую роль губернатора, я рассматриваю социальные сети как важный канал связи с населением. Без этого в моей работе не обойтись. Поэтому нужно использовать все возможности, в том числе интернет-ресурсы.
Хотя, не скрою, прямое общение мне все же ближе и удобнее. Наверное поэтому в начале губернаторской работы журналистов шокировала моя абсолютная открытость в общении. До того общественность считала меня непубличным человеком. Более того, я благодарен людям, обычным жителям области, которые во время поездок по территориям приходят ко мне со своими вопросами и проблемами. В этом плане у меня предоставляется хорошая возможность дать прямые ответы по тем или иным наболевшим темам.
— А комфортно ли вам как обычному жителю, а не должностному лицу, жить и работать в Приангарье?
— Скажу так: у меня имелась возможность выбора для проживания в любой точке мира. Но я оставался жить и трудиться в Иркутской области. В этом плане я не случайно много говорю о социальной сфере. Убежден — одними рабочими местами, без комфортной среды проживания на местах людей не удержишь. Без достойного качества жизни нам никак не обойтись. И вклад в это очень важен.
Кроме того, многие наши жители с точки зрения имеющегося опыта и знаний могут оценивать конкурентоспособность территории. И уверен, они видят в нашей области хорошие возможности для самореализации — в творческом, социальном и экономическом плане. Хотя не отрицаю, мы в чем-то пока отстаем от других регионов Сибири. Поэтому для еще большего рывка в экономике и социальной сфере региона нам всем нужно многое сделать.
Беседовала Анна Суркова, IRK.ru
"Иркутская область получила бюджетный кредит министерства финансов России в объеме 650 миллионов рублей. Средства предназначены для строительства четвертого пускового комплекса Академического моста в Иркутске. Он включает в себя транспортные развязки от улицы Лебедева-Кумача до улицы Партизанской…