Сегодня рак занимает второе место по заболеваемости и смертности после сердечно-сосудистых патологий. Во всем мире врачи совершенствуют технологии выявления и лечения онкологии. Специалисты Иркутского областного онкологического диспансера тоже помогают пациентам бороться с этим опасным для жизни недугом.
Уже давно ловлю себя на мысли, что испытываю страх при виде больницы. Наверное, многие стараются обходить это учреждение стороной. Но так или иначе, при острой необходимости все же приходится там бывать. Так сложилось, что мне удалось посмотреть, что находится в стенах особенного лечебного заведения — нового онкологического диспансера.
С виду здание огромных размеров, похоже на инопланетный корабль. Еще бы! В нем находится 15 операционных, полсотни лабораторий, кабинеты с рентген-оборудованием, томографами и еще много разных помещений. Главный врач диспансера Виктория Дворниченко рассказала, что в прошлом году поступило новое оборудование для исследований и диагностики. О нем подробно во время экскурсии рассказали профильные врачи.
Итак, первое, на что обратили внимание — это маммографический комплекс. На чудо-аппарате проводится полная диагностика пациенток. Помимо маммографии, врач делает биопсию и берет на анализ необходимый материал для исследования. Внешне машина выглядит устрашающе, но, как заверяют врачи, все процедуры вполне проходят безболезненно. Благодаря комплексному подходу врачи могут предупредить злокачественные образования в женском организме.
По словам заведующей маммологическим отделением диспансера Елены Панферовой, во всем мире с каждым годом растет количество женщин с диагнозом «рак молочной железы». Среди жительниц Иркутской области в онкодиспансер на учет становятся до 900 женщин в год!
Возле кабинета врача маммолога-онколога собралась довольно большая очередь. На приеме женщины обсуждали со специалистами предстоящие операции, удалять грудь или не удалять… Немного жутко от увиденного и услышанного. Слова Елены о том, что в штате врачей есть пластические хирурги, которые помогают вернуть прежние формы, немного подбадривают.
На обследование в онкодиспансер женщины попадают по направлению от гинеколога, у которого наблюдаются. И по словам Елены, диагноз подтверждается в 98 % случаях.
— Важно, чтобы наши дамы внимательно относились к себе и не забывали регулярно проходить обследование у гинеколога по месту жительства. Это позволит предотвратить развитие серьезных болезней, — говорит Елена Панферова. — Женщинам старше сорока необходимо раз в год делать маммографию, а тем кто моложе — проходить УЗИ и осмотр.
Обследовать пациента с ног до головы врачам помогают компьютерные томографы. На одно из этих устройств мы пошли смотреть после беседы с врачом-маммологом. И снова перед глазами что-то фантастическое. Описывать не стоит, лучше разглядеть на фотографии. Аркадий Мункуев, заведующий отделением рентген-хирургических методов лечения, пояснил, что в диспансере обследование делают на четырех томографах.
— В день мы проводим более 100 исследований. Выявляем патологию головного мозга, легких, брюшной полости, малого таза. За раз один пациент может пройти несколько обследований, — объясняет врач.
Вся процедура довольно быстрая. Все, что происходит внутри человека, врачи наблюдают на мониторе. Туда выводится изображение исследуемых органов. К сожалению, лично проследить за тем, как происходит исследование, нам не удалось. Пациент уже вышел. На экране осталось лишь изображение органов брюшной полости с сосудами и двумя важными для организма фильтрами — почками. По этому снимку врачи могут точно сказать, где таится опасность, и назначить больному лечение.
В лабиринтах проходов между кабинетами областной онкологии легко заблудиться. Пока шли, заметили, что практически возле каждой двери на скамейках сидели пациенты. Одни бодрые и свежие, другие с осунувшимися лицами и потускневшим глазами. Стало не по себе… И потянуло на философские размышления о жизни и смерти. Но их прервал бодрый рассказ Аркадия.
— Сейчас мы идем смотреть ангиографическую установку. Очень важное оборудование для лечебных процедур, — говорит он.
Мы миновали несколько коридоров и очутились в светлой комнате. Взгляд упал на большое стекло в стене напротив. За ним на кушетке под медицинскими пеленками лежал человек, и над ним суетились врачи. Мы попали на операцию.
Аркадий Мункуев:
— Здесь мы проводим внутрисосудистые гинекологические и урологические операции, а также операции на головном мозге, почках, печени, шее, мягких тканях организма. Если образование или опухоль имеет кровоснабжение, проводим химиоинфузию и затем закрываем сосуд, чтобы опухоль осталась без питания, таким образом блокируем болезнь.
Ангиографическая установка помогает врачам наблюдать за тончайшими сосудами и следить за точностью своих действий во время хирургического вмешательства. На экране было видно, как по тонким сосудам пульсирует жидкость. Врачи между собой комментировали процесс. Разобрать, что они говорят, было сложно, впрочем, как и наблюдать за происходящим. Зрелище не для слабонервных.
Аркадий рассказал, что поток пациентов в отделении лучевой диагностики увеличился. Многие приходят на повторный прием. По правилам, больной должен пройти диагностику через три-шесть месяцев после операции. Так врачи следят за процессом восстановления.
Вместе с Аркадием мы спустились на первый этаж, чтобы посмотреть магнитно-резонансный томограф. Аппарат не новый, работает в онкодиспансере с 2009 года. Для него оборудовано специальное помещение, где стоит полумрак. За всеми процессами врачи наблюдают через стекло, смотрят в экраны мониторов. Снова мы попали в «окно» — пациентов на обследовании не было. Как пояснила заведующая отделением рентгенодиагностики Елена Еремина, благодаря особенностям работы этого прибора можно разглядеть в организме пациента довольно тонкие и сложные процессы.
На этом наша экскурсия завершилась. Мы вышли из сумрачного кабинета в коридор и отправились к лифтам. Я успела разглядеть другую часть онкологического диспансера — холл и регистратуру, а также буфет и даже магазин, где больные могут купить все необходимое
— Конечно, сейчас нам гораздо лучше живется, — признался Аркадий. — И пациентам легче дышится.
На этом мы попрощались с экскурсоводом. Наверное, он отправился спасать чьи-то жизни, а я отправилась на работу. Пока ехала, в голове постоянно крутилась мысль о том, что количество больных раком в области с каждым годом растет. Среди них есть и дети — 460 человек в возрасте от 0 до 17 лет.
«Рак — это серьезная болезнь, но не приговор. Нужно построить работу так, чтобы вовремя диагностировать заболевание и бороться с ним», — вспомнились слова Виктории Дворниченко. А для этого совсем скоро в диспансере начнет работать генетическая лаборатория, в которой будут проводить исследования на наследственную предрасположенность к онкологическим заболеваниям у родственников больного. Также, по мнению онкологов, в регионе необходимо создать центр профилактики рака, где смогут обследоваться здоровые люди. Ведь лучше болезнь предупредить, чем лечить.
Анна Рябова, IRK.ru
"ЛОР 09.02.2014: Главные врачи всегда говорят, не нравится - уходи. А куда идти, если, кроме как оперировать и консультировать ничего не умеешь. Становишься заложником ситуации. В областной больнице хоть зарплата и нищенская, но врачей хоть в глаза не унижают (унижают только зарплатой), как в…