Старейшее детское медучреждение Восточной Сибири — Ивано-Матренинская детская клиническая больница — заметно преобразилось после открытия нового хирургического корпуса в сентябре 2013 года. Корреспондент IRK.ru побывал за закрытыми дверями современного операционного блока и выяснил, насколько важна была реконструкция больницы для работников и пациентов.
В круглосуточном режиме
В фойе приемного отделения «матрешки», как ласково прозвали иркутяне больницу, будним днем немноголюдно: только мамы тихо о чем-то перешептываются с малышами в ожидании своей очереди, а у регистрационной стойки родители получают на руки медицинские бумаги. Никакой толкучки и ажиотажа, все чинно и благородно. Так с недавних пор в круглосуточном режиме работает главная детская больница города.
Как говорят сами медработники, постройка нового оперблока очень важна и для персонала, и для больных. В первую очередь открытие подобного современного корпуса заметно ускорило диагностику и проведение лечебных процедур, проводимых на базе больницы.
Старейшая детская больница Иркутска за более чем столетнюю историю (здание открыло свои двери в 1895 году) в наши дни значительно разрослась в размерах и сейчас скорее напоминает пестрое лоскутное одеяло. Первый исторический корпус здания, еще дореволюционной постройки, выходит своим желто-белым фасадом на улицу Советскую. Позади него раскинулись еще несколько зданий, входящие в единую систему больничного городка.
Новый операционный блок «матрешки» объединил все корпуса, не связанные между собой напрямую. Строительство такого востребованного «ядра» городские власти начали еще в 2007 году, но возводили его долго и мучительно. В 2008 году из-за нагрянувшего экономического кризиса стройку заморозили. А в 2009 году генподрядчик и вовсе обанкротился.
Торжественное открытие нового корпуса состоялось только спустя 6 лет, в сентябре прошлого года. На возведение оперблока и его оснащение из городского и областного бюджетов затратили порядка миллиарда рублей.
Ощутимая оперативность
Больница и до ввода в строй оперблока выполняла ряд уникальных для Приангарья процедур и развивала важные направления детского здравоохранения. Например, здешние специалисты выполняют сложные операции в сфере челюстно-лицевой хирургии. Благодаря их работе многих детишек удалось избавить от уродующей «заячьей губы» и других врожденных и приобретенных недугов.
Заведующий эндоскопическим отделением Валерий Иванов провел небольшую экскурсию по своей вотчине и наглядно показал современные удобные кабинеты, оборудование. Здесь же имеются уютные комнаты ожидания. А увеличение числа постов для обследования практически свело на нет очереди даже на такие ходовые процедуры, как УЗИ.
— Раньше, если поступившему больному требовалось экстренное обследование, приходилось выдергивать специалистов в нерабочее время из дома, — вспоминает Валерий Иванов. — Теперь же ночью в отделении дежурят опытные специалисты, что заметно упростило нашу работу и позволило выполнять ее оперативно.
Во время экскурсии Валерий Иванов рассказывает о случаях, с которыми чаще всего сталкиваются их специалисты. И для наглядности демонстрирует небольшую коллекцию — вещи, извлеченные из желудков маленьких пациентов. Медики до сих пор удивляются: чего только не тащат детишки в рот по недогляду взрослых. К примеру, один ребенок проглотил 28 небольших магнитиков. А еще бывают всяческие железяки, перья и пластиковые детали. Количества же извлеченной мелочи разного номинала и вовсе не пересчитать.
Переезд в новый корпус благотворно повлиял и на качество услуг клинической экспресс-лаборатории. Работников оснастили необходимой исследовательской аппаратурой, благодаря которой можно получить результаты даже самых сложных анализов не позднее чем через час.
— С новым оборудованием улучшилась точность результатов анализов, — отмечает лаборант. — Вручную ничего не считается, как раньше. Кроме того, все исследования проводятся под контролем врача и лаборанта. Все биопробы тщательно изучаются и пересчитываются — ведь неизвестно, с какой патологией к нам поступают дети, можно что-то упустить.
Профессиональный уход
Тишина и предельная стерильность царит в сердце нового хирургического комплекса — операционных залах. Их в Ивано-Матренинской больнице теперь восемь — против трех старых, работавших еще год назад.
Вход в оперблок — только в спецодежде и по спецпропускам. Площадки для операций запроектированы вместе с отдельными помещениями для предоперационной подготовки. Многочисленные автоматические системы управления дверями и аппаратурой, строжайший санитарный контроль — все это теперь позволяет проводить операции по самым высоким медицинским стандартам. Врачи особо гордятся тем, что такие высококлассные операционные в детских медучреждениях России можно пересчитать по пальцам. И, как следствие, на новых рабочих местах хирурги трудятся с большим энтузиазмом, что отражается и на повышении уровня медицинской помощи.
— Здесь все сделано для улучшения качества работы, — отмечает один из врачей отделения. — И от этого закономерно зависит и уровень оказания помощи и, что важно, выживаемость наших пациентов. У хирургов здесь все инструменты под рукой, не надо бегать и кого-то вызывать при необходимости. Есть, к примеру, и аппарат, чтобы мгновенно сделать рентген.
Особая гордость руководства и персонала больницы — новое отделение с палатами по уходу за новорожденными — здесь содержатся не только недоношенные младенцы, но и крохотные малыши, которым требуется хирургическое вмешательство практически сразу после рождения. На базе клинического центра хирургии и реанимации новорожденных, а также комплекса отделений неонатального профиля сейчас готовы принимать до девяти таких детишек одновременно. За состоянием малюток следят не только медсестры и врачи — малейшие изменения в самочувствии младенцев фиксирует продвинутая электронная аппаратура.
— Обычно в отделении заняты от шести до восьми постов, — рассказывает заведующая отделением Светлана Кузнецова. — Раньше их было не больше шести, из-за чего порой приходилось срочно перенаправлять малышей в другие свободные больницы. Сейчас мы готовы принимать еще больше детишек, осталось лишь оснастить еще три поста необходимым медицинским оборудованием. Как только оно появится, мы выйдем на полную мощность. А эти места сейчас очень востребованы.
Родительская культура
В шаговой доступности от приемного покоя больницы разместили и так называемую экстренную операционную. Этот особый тревожный кабинет используется, когда поступает пациент в очень тяжелом состоянии. Старшая сестра приемного покоя Елена Лунина отмечает, что с момента открытия операционную использовали, к счастью, только единожды несколько месяцев назад.
— Привезли мальчика с серьезным отравлением, — рассказывает Елена. — Экстренно созвали нескольких врачей, ребенка удалось спасти. Операционная постоянно готова экстренно принять пациентов. По сигналу сюда спускаются специалисты, постоянно наготове инструменты и оборудование. И дай бог, конечно, чтобы эта комната была не востребована.
Новый оперблок не только соединил отделения, но и разгрузил помещения уже действующих корпусов. Значительно расширились возможности больницы, и одновременно с этим прибавилось работы для персонала клиники. Во многом это связано с халатностью родителей.
— Когда новый корпус строился, казалось, что с его сдачей мы обеспечим население детской медпомощью, — делится впечатлениями Елена Лунина. — А получилось наоборот — потребность в нашей помощи только растет. Все больше несчастных случаев происходит с малышами из-за недогляда взрослых. Отсюда серьезные травмы, ожоги. Поэтому хочется обратиться к родителям: занимайтесь со своими детьми, присматривайте за ними внимательней!
Временные бытовые трудности не влияют на общую картину больничной жизни, а преимущества заметно перевешивают недостатки. Светлые просторные кабинеты, обеспеченные необходимым оборудованием, медикаментами и достаточными кадрами — это то, без чего невозможно оказывать полноценную высококлассную медпомощь. А эти условия в конечном счете благотворно влияют не только на комфорт юных пациентов, но и на качество труда самих врачей.
Андрей Щепин, IRK.ru
не волчья губа, а заячья. волчье нёбо бывает. это к слову.