Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Драматичная нейрохирургия

Высокотехнологичная современная медицина находится не где-то там за рубежом, а здесь, в родном Иркутске. Убедиться в этом предложил врач-нейрохирург Василий Чипизубов. Он пригласил корреспондента IRK.ru в отделение нейрохирургии областной клинической больницы, где лечат заболевания центральной нервной системы.

В отделении нейрохирургии ежегодно выполняется 1200—1400 операций. Врачи удаляют опухоли головного мозга, грыжи межпозвонкового диска, корректируют аномалии развития нервной системы человека. Вершиной мастерства считаются операции на сосудах головного мозга, которые выполняют самые опытные и высококвалифицированные нейрохирурги. В областной больнице только три таких специалиста.

Отделение находится на седьмом этаже. Здесь в раздевалке для медперсонала оставляю на хранение верхнюю одежду и сумку. Переобуваюсь, и мы вместе с Василием идем смотреть операционные. Всего их четыре.

В операционной

Прежде чем попасть в святая святых нейрохирургов, нужно полностью переодеться. В оперблоке две раздевалки — мужская и женская. Я отправляюсь во вторую, где заботливые медсестры помогают мне облачиться в стерильный халат, специальные белые бахилы, шапочку и маску. Пять минут — и я с трудом узнаю себя в зеркале.

Четвертый час дня. В это время основная часть плановых операций завершена. Младший и средний медицинский персонал приводят помещения в порядок — вытирают операционные столы, обрабатывают оборудование, моют полы.

Операционная — это небольшая комната, стены и пол которой полностью выложены белой кафельной плиткой. В центре стоит специализированный функциональный операционный стол. Сверху над ним возвышаются современные осветители, справа — специальный микроскоп, оснащенный самой первоклассной оптикой. Василий поясняет, что сегодня все вмешательства проводятся с использованием микрохирургической техники, поэтому врач все видит чаще через систему увеличения.

В операционной
В операционной

— У микроскопа огромное количество возможностей. Можно транслировать ход операции в конференц-зал, записывать процесс на носитель. Есть масса чисто врачебных функций, которые позволяют контролировать ток крови по сосудам во время операции, радикальность удаления злокачественных новообразований. Все это чрезвычайно важно для того, чтобы сохранить адекватное кровоснабжение, не нарушить работу функциональных центров головного мозга, — рассказывает Василий.

Слева от операционного стола находится нейронавигационная система. По сути это компьютер, оснащенный специальным дорогостоящим программным обеспечением. При помощи этого комплекса нейрохирург может построить трехмерную модель мозга человека и спланировать всю операцию до мелочей еще до того, как будет сделан разрез. Использование современной медицинской техники позволяет выполнять такие вмешательства с минимальной травматичностью и не повреждать здоровые участки мозга.

— Большая часть манипуляций контролируется нейрофизиологическим оборудованием, позволяющим оценивать нейрональную активность мозга даже во время операции. Исключительное значение это имеет при удалении опухолей черепно-мозговых нервов, аденом гипофиза, речевых зон мозга, — поясняет Василий.

Трехмерная модель мозга
Трехмерная модель мозга

Три года назад в отделении приступили к уникальным для нашего региона стереотаксическим операциям. Это процесс воздействия электрическим током на глубинные структуры мозга. Врачу необходимо попасть в группу клеток, которые отвечают за развитие болезни. Метод показан при заболеваниях, которые раньше могли лечить неврологи и терапевты только с помощью лекарственных препаратов. Например болезнь Паркинсона, спастическая кривошея, болевые синдромы, не поддающиеся медикаментозной терапии, и ряд других.

— Только представьте: врачу нужно попасть через маленькую дырочку в черепе в мозг человека в точку размером кубический миллиметр на глубине около 10 сантиметров. Для таких операций нужна колоссальная точность! И сегодня это возможно в стенах отделения нейрохирургии областной клинической больницы, — говорит Василий Чипизубов.

Эти операции проводят под местной анестезией. Обезболивается твердая мозговая оболочка, сосуды и мягкие ткани. Сам мозг боли не чувствует. Во время операции человек полностью в сознании. Болезнь Паркинсона может проявляться постоянным дрожанием или скованностью в руке или ноге. Иногда эти симптомы проходят прямо во время операции. Эмоции пациента в такие моменты сложно передать словами.

— Это, пожалуй, одна из самых драматичных операций в нейрохирургии, — делится Василий.

Здесь также находится оборудование для проведения эндоскопических вмешательств. С его помощью через маленькое отверстие в черепе или через нос можно убирать достаточно большие опухоли, помогать пациентам с гидроцефалией, грыжами межпозвонковых дисков и рядом других заболеваний. Это одни из самых сложных, малоинвазивных (процедуры (хирургические и не только), которые обеспечивают меньшее вмешательство в организм, чем применяемые для той же цели открытые  операции — прим. авт.) и высокотехнологичных операций в нейрохирургии.

Во время операции
Во время операции

Чтобы быть в курсе всех последних новинок и веяний на мировом уровне, иркутские нейрохирурги регулярно ездят в столичные клиники, участвуют в международных форумах, конференциях и других мероприятиях. Уровень профессионализма наших врачей ничуть не уступает западным специалистам. Однако многие жители об этом просто не знают. Из-за неосведомленности люди едут оперироваться в Израиль, Германию. Это очень дорого и часто неоправданно. Техническое оснащение вкупе с опытом врачей позволяет успешно проводить операции в Иркутске.

Маленькая жизнь длиною в 32 часа

Отделение нейрохирургии работает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Ежедневно выполняются плановые и экстренные операции. В четыре часа дня здесь относительно спокойно. Пациенты стационара лениво прохаживаются по коридору: кто-то ждет посетителей, кто-то — назначенных процедур.

Василий Чипизубов сегодня дежурный врач. Это значит, что он будет находиться на посту 32 часа. Но молодой человек (Василию 29 лет) не жалуется. Свою работу он любит.

В свободное от операций время дежурный врач бывает в комнате отдыха — небольшом кабинете с окнами, двумя кроватями, небольшим диваном и столом. Сегодня, пока была свободная минутка, Василий штудировал учебник по английскому языку. Знать иностранный нейрохирургу обязательно, чтобы работать с оборудованием, читать медицинскую литературу.

Зачастую смены выдаются напряженными. Иногда случается так, что у операционного стола врач проводит больше половины дежурства. Цена ошибки слишком велика, поэтому в эти моменты от нейрохирурга требуется максимальная концентрация внимания, силы, энергии, ума.

Планирование операции на компьютере
Планирование операции на компьютере

Во многих областях хирургии к 30 годам врачи становятся состоявшимися и опытными специалистами. В нейрохирургии все иначе. В свои 29 лет Василий считается начинающим нейрохирургом. Самостоятельно он оперирует четвертый год.

Свою первую операцию он помнит до сих пор. Будучи ординатором, он под присмотром старшего и более опытного коллеги удалял грыжу межпозвонкового диска на поясничном уровне. Все прошло успешно.

Василий считает, что не надо проявлять чрезмерное сочувствие или жалость к пациентам — это мешает работать. Врач должен прежде всего качественно выполнять свою работу. Бывает, что человек не соглашается на операцию из-за непонимания или банального страха.

— Это палка о двух концах. Если в такой ситуации пожалеешь пациента, то как врач поступишь неправильно. Хотя формально подходить к работе тоже нельзя. Например, когда оперируешь мать-одиночку или единственного ребенка в семье, пренебрегать каким-то сентиментальным компонентом просто не получается, — рассказывает Василий.

Операция, выполняемая под микроскопом
Операция, выполняемая под микроскопом

Хирург признается, что, начав оперировать на центральной нервной системе, стал по-другому относиться к людям. Поведение человека зачастую обусловлено изменением настроения, какими-то жизненными ситуациями. Иногда люди могут вести себя и вовсе неадекватно с точки зрения общепринятой морали. А после исследования выясняется, что у него опухоль растет в той части мозга, которая отвечает за социальную адаптацию, психику, поведение. Опухоль удаляют, и человек снова становится нормальным.

Врач говорит о нейрохирургии много и интересно. За те два часа, что я провела в отделении, он рассказал столько, что можно написать не одну, а несколько статей.

— Я считаю себя счастливым человеком. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Меня пугали, что рано или поздно я утону в рутине. Но пока этого не произошло. Я хожу сюда с удовольствием. Другой настолько деликатной и даже нежной хирургии просто нет. Многие вещи в моей профессии до сих пор поражают и не укладываются в голове, — резюмирует Василий.

Равиля Фаттахова, IRK.ru

Фото предоставлены Василием Чипизубовым

Комментирование новостей и статей на сайте приостановлено с 23:00 до 08:30
  • Тaмара Данилова 8 февраля 2015 в 00:42

    вы счастливы а я нет потому что оперировалась в вашем отделении в мае 2013 года и доверилась как считала высококлассным специалистам нейрохирургам и вот теперь я лежачий инвалид 1 группы

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля