Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Забытый «райский уголок»

Мало кто знает, что когда-то в Иркутске цвел сад, в котором росли редкие деревья и цветы. Он был завещан Иркутску удивительным человеком –- Августом Томсоном. Сегодня уникальный уголок природы находится в запустении. На его территории горожане выгуливают собак и жгут строительный мусор.

Сегодня, 1 августа 2014 года, исполняется сто лет со дня основания сада имени Августа Томсона. В этот же день, 143 года назад, родился и его создатель.

И в Сибири будут яблони цвести

В 1907 году в Иркутск прибыл уроженец далекой Латвии Август Томсон. Это было время, когда с легкой руки министра Столыпина началось массовое переселение жителей центральных и западных губерний Российской империи в Сибирь. Многие рабочие и крестьяне приезжали сюда в поисках лучшей доли для себя и своих детей. В ту пору Августу Карловичу уже исполнилось 36 лет, он был главой большой и дружной семьи. Хозяйственный Томсон быстро нашел работу маляра на железнодорожной станции Иннокентьевская.

Август Томсон
Август Томсон

Новая жизнь ему нравилась, но одно не давало покоя — все чаще вспоминались богатые яблоневые сады покинутой Латвии. На новой родине этого не было. Прогуливаясь по Иркутску, Август Карлович все чаще стал примечать дикорастущие деревья сибирских яблонь, заросли малины, облепихи и черемухи. Он знал толк в разведении деревьев: его отец был лесником, и все детские годы Август провел, помогая родителям. Теперь у него появилась мечта — вырастить в этом суровом климате цветущий и плодоносящий сад. «Пусть будет трудно, а сад все равно разведу», — решил для себя трудолюбивый и упорный мечтатель.

Добиться выделения хотя бы небольшого клочка земли оказалось не просто трудно, а практически невозможно. Эпопею с получением участка под сад Август Томсон всегда вспоминал с грустью и называл не иначе как «хождение по мукам».

— На его заявлении с просьбой о выделении земли рукой правительственного губернского агронома было начертано: «Маляру надлежит быть маляром, а не совать свой нос в науку», — рассказывает заместитель начальника управления экологии администрации Иркутска Наталья Ступина. — Но Томсон все равно не сдался, не такой был у него характер.

Первый сад Август разместил в одной из комнат своей крохотной квартиры: тут и там стояли деревянные ящики с саженцами и кустами. Через год, отказывая себе во всем, он сумел накопить деньги на покупку 300 квадратных саженей земли. На участке был заброшенный барак, который Томсон перестроил в дом для своей семьи.

В это время он стал активно общаться с другими сибирскими садоводами, те делились с ним саженцами. Скоро маленький участок стал тесен для многочисленных насаждений. В августе 1914 года Август Томсон сумел убедить крестьян Подгорно-Жилкинского сельского общества предоставить ему 10 десятин земли в долгосрочную аренду.

Места хватало с лихвой для всех экспериментов садовода, и буквально через пару лет запущенная крестьянская пашня преобразилась до неузнаваемости. Теперь здесь росли и плодоносили прекрасные яблони. Рядом — груши, сливы, вишни различных сортов, черешня, виноград, миндаль, ирга. За ними — целые плантации крыжовника, красной и черной смородины. Дополняли картину разнообразные декоративные сорта деревьев — клены, тополя, ясени, вязы, несколько видов редкой черемухи и даже барбарис. А еще — цветы. Целые поляны роскошных цветов. Август Карлович каким-то чудом смог вырастить в своей оранжерее даже уникальные японские лилии. В саду Томсона иркутяне впервые увидели такие диковинки, как лимоны, апельсины, мандарины и фейхоа.

Плоды растений из сада Томсона. Фото из архива
Плоды растений из сада Томсона. Фото из архива

Кстати, клены и ясени появились в нашем регионе только благодаря невероятному трудолюбию Августа Карловича. Он сумел где-то раздобыть американские семена этих пород деревьев и вырастить их в своем саду. Затем через посев желудей Томсон вырастил и единственный дуб «с сибирской закалкой».

Адаптация теплолюбивых деревьев и кустарников к суровому климату Сибири стала главной целью Томсона. У него был свой метод: с детства привыкший считать каждый кустик полноправным живым существом, Томсон мог подолгу разговаривать со своими любимцами. Сад отвечал хозяину взаимностью — деревья споро приживались, начинали давать плоды.

Но не все было гладко. Соседи-крестьяне, испугавшись доселе неслыханных названий растений, окрестили Томсона «колдуном». «Сажай лучше картошку, не чуди», — убеждали Августа Карловича, а кто-то даже угрожал спалить «бесовскую усадьбу».

Через несколько лет иркутяне сменили гнев на милость. Газеты запестрели заголовками: «В Сибири появился Райский уголок». Самого Томсона называли пионером садоводства и «сибирским мичуринцем». Кстати, Август Карлович познакомился с Иваном Мичуриным в 1925 году. Знаменитый ученый высоко оценил старания иркутского садовода и назвал его своим последователем. Постепенно сад Томсона стал школой для садоводов Восточной Сибири, на его территории проводились конференции, выставки, встречи и экскурсионные занятия.

В 1938 году, в период расцвета, в саду насчитывалось 230 сортов и разновидностей яблонь, 77 видов других плодовых деревьев и кустарников, 47 видов декоративных растений. В этом же году Август Томсон решил подарить свой любимый сад государству. «Живой» подарок приняли благосклонно. В одной из газетных статей того периода говорится: «Как благородно поступил Август Томсон, передав свое детище государству и родному Сталину». Август Карлович и его семейство остались жить в доме на территории сада. Томсон продолжал заниматься научной и просветительской деятельностью: принимал участие в различных конференциях, много печатался и учил иркутян азам садоводства.

Разрушенная мечта

К сожалению, среди новых владельцев сада по-настоящему увлеченных продолжателей дела Томсона не нашлось. Уникальный уголок природы часто передавали из рук в руки разные государственные структуры. В своей последней рукописной заметке, датированной 1950-м годом, Август Карлович с грустью написал: «Я сдал свой сад государству. И в этом я глубоко ошибся».

Пожилой человек вынужден был наблюдать, как из-за нерадивости чиновников постепенно разрушается главная мечта его жизни. Вскоре после смерти Августа Карловича на глазах у членов его семьи бульдозером снесли построенный Томсоном дом. С землей сравняли и уникальные оранжереи и теплицы.

Сад резали, дробили и делили. Желающих «урвать» кусок хорошей плодородной земли оказалось много. В 1991 году территория сада была отведена для восстановления областному совету Всероссийского общества охраны природы. Только вот денег для такой благородной цели не выделили. Все это привело к удручающим последствиям — через 50 лет сада Томсона фактически не стало.

Сад в запустении, деревья погибают
Сад в запустении, деревья погибают

На «райский уголок» со всех сторон стал наступать большой город. Один из участков, примыкающих к саду, под застройку жилого дома заняла ВСЖД. При этом коммуникации к домам проводили по центральной части сада, где росли наиболее ценные деревья, посаженные еще руками Томсона. Большая часть этих реликтовых растений была вырублена.

Сегодня — брошенный и забытый — этот некогда прекрасный сад производит гнетущее впечатление. Разрушенное ограждение, горы мусора, пепелища костров и умирающие деревья — все, что осталось от бесценного подарка Августа Карловича.

Местные жители выкидывают мусор на территории сада
Местные жители выкидывают мусор на территории сада

— Когда я пришла в сад для проведения научной работы, то увидела, как мужчина сжигает строительный мусор прямо рядом со столетними деревьями, которые мне нужно было описать, — рассказывает молодой биолог Екатерина Хохлюк.

О том, что когда-то на месте запущенного пустыря был сад, многие иркутяне и не знают. Теперь жители близлежащих домов устраивают здесь посиделки у костра, выгуливают собак, сжигают мусор. Еще здесь живут бездомные одичавшие собаки: целые своры животных яростно защищают «свои» владения от любого прохожего.

Единственное, что сегодня напоминает о былой красоте, — это мемориальный обелиск Августу Томсону. Его установили в 2009 году по инициативе Августы Ефимовны Амбросовой, жены внука Томсона.

Многие предлагали построить на месте брошенного сада реабилитационные центры, детские развлекательные комплексы и парки. Мол, и природу восстановить можно, и прибыль получить.

Председатель президиума Иркутского отделения Всероссийского общества охраны природы Вера Шленова отмечает: «Сад должен быть возрожден в том виде, в каком существовал когда-то. Он снова должен стать центром культурной, научной и просветительской работы».

Возвращение Эдема

Ученые, сотрудники администрации и общественных организаций не теряют надежды вернуть саду его былое величие.

— Не стоит думать, что все это время экологи молча наблюдали за разрушением сада, — говорит Наталья Ступина. — Конечно, попытки остановить разрушение уникального уголка природы предпринимались неоднократно. В 1988 году биологи описали и систематизировали коллекцию растений, которые остались в саду, с 1989 года в саду Томсона проводятся традиционные субботники.

В 1993 году по заказу областной организации общества охраны природы был разработан план благоустройства сада. На собранные крупицы денег общественники восстановили беседку и теплицу, но через несколько дней их разграбили и сломали вандалы.

Кроме того, защитникам природы приходилось все время отстаивать сад от застройщиков. Они постоянно находили на его территории фундаменты непонятных сооружений, которые появлялись без всякого разрешения. В 2010 году этот уголок природы и вовсе чуть не стал добычей мошенников. Некий предприимчивый юрист, оформив подложные документы, пытался купить сад всего за 5 миллионов рублей.

Наконец, в 2012 году усилиями ученых и общественников саду был присвоен статус особо охраняемой территории муниципального значения. Это защитит его от любых попыток ведения незаконной хозяйственной деятельности и позволит вплотную заняться его возрождением.

В 2013 году в ООО НПФ «Лаборатория эффективных микроорганизмов» началась разработка концепции воссоздания сада Томсона.

— Концепция должна быть современной, — уточняет разработчик Сергей Соловьев. — Поэтому мы попросили молодых архитекторов помочь нам и предложить свои разработки.

Молодых специалистов предложение увлекло. За последние годы многие выпускники биологического и архитектурного факультетов посвящали свои дипломные работы проблеме развития и восстановления сада Томсона.

— Когда я работала над своим дипломом, то выяснила, что в саду остались реликтовые деревья, — рассказывает Екатерина Хохлюк. — Эти тополя сажал сто лет назад сам Томсон. Еще я обнаружила 17 ценных видов растений, являющихся ботаническими раритетами: это орех маньчжурский, береза даурская, лещина разнолистная, дуб монгольский. Их нужно сохранить.

Дерево, посаженное Августом Томсоном
Дерево, посаженное Августом Томсоном

Выпускница архитектурного факультета ИрГТУ Анастасия Cелянгина и ее научный руководитель Андрей Ляпин предложили разбить территорию сада на несколько зон. Их работа легла в основу проекта восстановления сада.

— За основу своей концепции мы взяли рекомендации по развитию сада самого Августа Томсона, — уточняет Андрей Ляпин. — Именно он впервые предложил провести зонирование. Несмотря на то, что мы дополнили его наработки современными технологиями ландшафтного дизайна, хочется, чтобы сад был таким, каким его задумывал основатель. Нужно наконец-то вернуть Иркутску этот уникальный уголок природы, чтобы там люди отдыхали душой и учились здоровому образу жизни.

В возрожденном саду будут административная, мемориальная, экспертно-научная, хозяйственная зоны. Отдельная территория предусмотрена и для питомника деревьев. Появится и зона для проведения массовых мероприятий и лекций, а также уникальная для Иркутска разработка — образовательные тропы для детей.

Концепция восстановления сада
Концепция восстановления сада

— По краям этих тропинок будут располагаться деревья, образцы растений, плодов, цветов, — все будут снабжены табличками с названием экспоната и его описанием, — продолжает Андрей Ляпин. — Дети смогут потрогать, понюхать любой понравившийся плод или цветок.

А еще в центре сада планируется сюрприз: созданный с помощью зеленых кустарников и цветов символ Иркутска — бабр — будет хорошо виден из самолета и даже из космоса. Разработчики проекта планируют также вернуть саду статус образовательного центра — как было при Августе Карловиче. Здесь будут проходить экскурсии, выставки цветов, заседания клубов огородников и садоводов.

На осуществление проекта потребуется около 30 миллионов рублей. Сумма внушительная, но и усилий для возрождения запущенной территории потребуется немало. Очевидно, что этот проект не должен остаться только на бумаге. Ведь сад Томсона — это не просто уникальный уголок природы, завещанный Иркутску. Это — еще одно доказательство того, что даже самая смелая мечта при упорстве и труде всегда может осуществиться. Сад Томсона — это своеобразный живой памятник стойкому и мужественному человеку, Августу Томсону.

Надежда Гусевская, IRK.ru

  • John J. 27 сентября 2021 в 14:22

    Мэр у нам садовод, все время что то сажает - пусть бы и парк восстановил, а то кроме как некачественными дорогами и запомниться

Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля