Пожалуйста, отключите AdBlock.
Мы не просим большего, хотя работаем для вас каждый день.

Ликвидация банды Фирсова

5 октября сотрудники уголовного розыска отметили свой профессиональный праздник. В честь этого события IRK.ru расскажет об одном из самых резонансных дел, которое вели иркутские оперативники, — ликвидации в Тулуне крупной преступной группировки криминального авторитета Алексея Фирсова.

Путь к власти

Свое криминальное восхождение Алексей Фирсов начинал в конце 90-х с небольшого района Тулуна, где он числился так называемым «положенцем». Но амбициозный преступник не хотел довольствоваться малым. И, по имеющимся сведениям, желал как минимум подмять под себя криминалитет всего города и района. А в дальнейшем — легализовать преступные доходы.

К своей цели Фирсов шел методично и упорно. В начале «нулевых» под его предводительством уже сформировалась дисциплинированная группировка, численность которой достигала более 20 человек. По большей части это были местные молодые люди, в основном из неблагополучных семей.

— Эта группировка отличалась дисциплиной и серьезным уровнем конспирации, — рассказывает начальник отделения по борьбе с бандитизмом ОБОП УУР ГУ МВД по Иркутской области Вадим Мартыненко. — Кроме того, многие участники банды ранее не фигурировали в каких-то серьезных преступлениях. По этим причинам долгое время банду Фирсова не удавалось «прижать» хоть за что-то.

В достижении своих целей Фирсов не считался со средствами. Члены банды, как и их главарь, отличались жестокостью, чем вызывали опасение других городских криминальных авторитетов. На счету банды, как выяснилось уже после ареста всех ее участников, числилось более пяти убийств, грабежи, кражи и автоугоны, а также ограбления предпринимателей.

Особенно здесь отличились ближайшие сподвижники Фирсова — Михаил Балбашов и Александр Саливоненко. За ними числились убийства, многие из которых они совершили по личному указанию Фирсова. Например, когда главарю захотелось поменять свою «девятку» на другой автомобиль, он послал Балбашова и Саливоненко «на дело» в Зиму. Там подельники нашли и угнали подходящую машину со стоянки у проходной предприятия «Востсибэнергоуголь». Сторож, попытавшийся им помешать, получил ранение из дробовика и скончался от потери крови. Таким же способом Фирсов «рассчитался» с жителем Нижнеудинска за купленный в рассрочку автомобиль — продавца он просто убил, не желая расставаться с деньгами.

На чем основывалась преданность главарю со стороны рядовых бандитов — на самом деле неясно. Сам Фирсов никогда не подставлялся и не светился на преступлениях, а сидел поодаль в машине, готовый в любой момент скрыться, если его подопечных поймают.

Также известно, что основатель группировки был патологически жадным человеком. Основную часть криминальной прибыли Фирсов оставлял себе.

Исполнители же получали жалкие крохи, которые благополучно спускали на всевозможные развлечения. Как впоследствии выяснилось на допросах, участники группировки знали о подобной несправедливости к себе, однако ничего не предпринимали.

О жадности бандитского лидера говорит такой эпизод. В 2000 году Фирсов «заказал» местному жителю Юрию Пушкину за 15 тысяч рублей убийство своего конкурента на звание «положенца» района, авторитета Павла Дерунова. Тот исполнил задание, но обещанного вознаграждения не получил. Обиженный киллер принялся трепаться по району о несправедливости заказчика, что ставило под сомнение авторитет нового «положенца». И Фирсов, желая сохранить лицо и деньги, придумал радикальный вариант решения проблемы.

Главарь дал задание избавиться от болтливого гражданина все тем же подельникам — Балбашову и Саливоненко. Пушкина заманили обещанием расплатиться лесом за исполненное убийство и повезли на окрестную пилораму. Но вместо обещанной оплаты преступники пристрелили киллера в машине, а тело закопали неподалеку.

Впрочем, Алексей Фирсов в своей криминальной карьере руководствовался не только корыстными мотивами. Осенью 1999 года он убил выстрелом из двустволки любовника своей подруги. А тело впоследствии утопил в речке Азейке.

Тулунский городской суд. Фото предоставлено редакцией газеты «Компас-ТВ»
Тулунский городской суд. Фото предоставлено редакцией газеты «Компас-ТВ»

Закономерный финал

Ввиду закрытости группировки полицейские несколько лет не могли пресечь бандитский беспредел Фирсова. Но конец его бандитской группировки рано или поздно все же должен был наступить. И в 2003 году такой случай представился.

Оперативники получили наводку, что банда готовит разбойное нападение на коммерсанта в селе Шарагул Тулунского района.

К задержанию преступников милиционеры готовились основательно. В день нападения, 28 февраля 2003 года, на место отправили все возможные силы.

Для дополнительной поддержки в Тулун вызвали бойцов братского СОБРа. Общая численность группы захвата составила около 15 человек.

Вооруженная группа Фирсова приехала к участку предпринимателя на двух машинах. Оперативники и спецназ выступили из засады, когда бандиты ворвались в дом, однако те просто так сдаваться не собирались. Завязалась перестрелка, в которой ранение в ногу получил один из преступников. Сам же Фирсов под огневым прикрытием попытался скрыться с места преступления. Уезжающий автомобиль пришлось остановить несколькими автоматными очередями.

Целый год арестованные молчали, не давали показания и категорически отказывались признаваться в содеянных преступлениях. Однако и без их показаний оперативникам работы хватало. При задержании банды правоохранители изъяли весь их арсенал. Добычей стали пять обрезов охотничьих ружей и патроны к ним.

Когда дело банды обрастало все новыми эпизодами, в квартирах и гаражах задержанных милиционеры находили все новые улики, в том числе оружие и взрывчатку. Так, возле бани во дворе дома одного из бандитов нашли пять килограммов тротила и четыре электродетонатора. Еще десять шашек общим весом четыре килограмма и 102 взрывателя нашли у поставщика взрывчатки. Сложная ситуация складывалась и со сбором некоторых улик. Например, долгое время было неизвестно местонахождение тел двух человек, убитых бандой Фирсова. Для поиска привлекли экспертов из Москвы.

Чуть позже, под давлением собранных улик, участники банды заговорили. И принялись в подробностях выдавать подельников, попутно сваливая вину за убийства друг на друга, стараясь откреститься от наиболее тяжких обвинений. И только лидер группировки методично продолжал отпираться.

Материалы уголовного дела банды Фирсова, подготовленные для передачи в суд, составили 40 томов.

Члены группы обвинялись в совершении 33 преступлений, в том числе шести убийств, более десятка разбойных нападений и других преступлений на территории Тулунского, Куйтунского, Зиминского и Нижнеудинского районов. Три года шло судебное разбирательство. На скамье подсудимых оказались 15 человек, а интересы бандитов представляла целая армия адвокатов. Что, впрочем, не помешало довести дело до заслуженного обвинительного приговора.

Алексей Фирсов получил 25 лет тюрьмы, Александр Саливоненко — 24, Михаил Балбашов — 23. Остальные члены банды получили от восьми до двадцати лет заключения. За ликвидацию группировки Фирсова госнаград удостоились трое сотрудников уголовного розыска и СОБРа.

Андрей Щепин, IRK.ru

  • Ольга Бусова 14 июня 2021 в 15:30

    Расстрелять этих мразей и забыть навсегда

    Чтобы оставлять реакции нужно авторизоваться
Загрузить комментарии
Фотография  из 
Закрыть окно можно: нажав Esc на клавиатуре либо в любом свободном от окна месте экрана
Вход
Восстановление пароля