С 20 по 21 ноября в Иркутске впервые на единой площадке прошли три важных экономических мероприятия — первый международный Байкальский кластерный форум «КласТЕРРА», четвертая Байкальская венчурная ярмарка и форум предпринимателей. Эти экспертные собрания, несмотря на различные названия, имели общую цель — комплексно представить перспективы и потенциал инновационной экономики Иркутской области.
Организатором представительного экономического форума выступило региональное правительство. О важности прямых контактов представителей инновационного бизнеса с инвесторами и необходимости внедрения кластерного подхода в экономике Приангарья рассказал замминистра промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Евгений Семенов.
— Евгений Юрьевич, расскажите, какие цели ставились перед тремя прошедшими форумами?
— Мы в рамках правительства запустили работу по нескольким направлениям. Первое, важнейшее, связано с формированием кластеров. Они являются одним из наиболее эффективных способов регионального экономического развития. Правительство ведет подготовительную работу по созданию в области четырех кластеров. По двум из них — машиностроительному и химико-фармацевтическому — на форуме уже были подписаны первые соглашения, давшие официальный старт их создания.
Второе направление нашей работы — очередная, четвертая Байкальская венчурная ярмарка, которая прошла в рамках международного кластерного форума «КласТЕРРА». Третье направление, которое мы задействовали? — это работа с предпринимателями и представителями органов муниципальной власти, ответственными за поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного.
— Насколько органично эти экспертные площадки друг с другом связаны?
— Как мы и ожидали, все эти три мероприятия — кластерный форум, венчурная ярмарка и форум предпринимателей — прошли как единое целое. Ведь кластерное развитие невозможно без соответствующего развития малого и среднего инновационного бизнеса. Как и вопросы, связанные с привлечением инвестиций, с требованиями к перспективным проектам, могут получить поддержку в рамках венчурной ярмарки и со стороны региональной и местной власти.
Мы понимаем, что задачу экономического развития области надо решать комплексно. Здесь, в рамках единой площадки, мы можем комплексно рассмотреть проблемы крупных и малых компаний, обсудить вопросы создания муниципальной и региональной инфраструктуры, необходимые инструменты поддержки, а также обсудить то, как должна себя вести власть, что сделать для повышения эффективности кластеров. Поэтому мы проанализируем и посмотрим, как в следующем году можно еще более продуктивно провести для Иркутской области такой же общий форум.
— Чем оценивается успешность прошедшего единого форума?
— Компании, которые были представлены на венчурной ярмарке, получили обратную связь от инвесторов. Насколько я знаю, какие-то определенные переговоры между ними уже начались. Также мы впервые привезли в регион такое количество специалистов по кластерному развитию. В частности, наш форум посетил Иван Михайлович Бортник, исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России. Иркутская область является членом этой организации, и мы бы хотели сделать наше участие в ассоциации более продуктивным.
Большое значение мы уделяем соглашению, которое было заключено между правительством Иркутской области и Российской венчурной компанией. К нему разработана «дорожная карта» с конкретными шагами и источниками финансирования в рамках его реализации. Мы рассчитываем на экспертную поддержку РВК и существующие финансовые механизмы.
— Тот же Иван Бортник на одной из сессий венчурной ярмарки отметил, что сам термин «кластер» законодательно пока не закреплен, а только появится в принимаемом законопроекте «О промышленной политике». Это как-то препятствует развитию кластеров в Иркутской области и не ограничивает ли это меры их господдержки?
— Ничего страшного в этом на самом деле нет. Мы, к примеру, занимались поддержкой инноваций еще тогда, когда ни в одном законодательном акте на государственном уровне не было этого определения. А министерство экономического развития РФ еще два—три года назад провело первый конкурс на поддержку первых пилотных кластеров.
Так что нет каких-то катастрофических препятствий для формирования кластеров. Это не влияет и на уровень господдержки. Конечно, хорошо, если законодательное определение кластера будет закреплено. Но в нашем случае главное, чтобы было единое понимание того, что такое «кластер». Чтобы не получалось так, что мы, например, говорим о технопарке и индустриальном парке, подразумевая, что это одно и то же. Потому что это разные элементы инфраструктуры.
— А вообще в ходе дискуссий на форуме возникло какое-то новое понимание того, что такое «кластер» или новые идеи и подходы о том, как его лучше формировать и поддерживать?
— То видение по созданию кластеров, роли различных институтов в их создании, которые озвучивали различные представители экспертного сообщества, приехавшие на кластерный форум, не было таким уж новаторским. Это все вещи широко известные в узких кругах. Другое дело, что какие-то вещи были впервые публично озвучены у нас в Иркутске.
Но это не значит, что для нас это было что-то революционное. Мы же работаем с этими экспертами, да и сами в кластерную тему глубоко погружены, поскольку данные проекты в Иркутской области стали обсуждаться и прорабатываться не сегодня.
Основная задача, которая решалась в рамках этого форума, — это то, что основные участники, задействованные в создании кластеров, имели возможность получить целостную картину того, что это такое и каково их место в кластерной системе.
— А можете ли вы выразить результаты форума в каких-то конкретных инвестиционных соглашениях определенных инвесторов с конкретными предпринимателями?
— Конкретных венчурных инвестиций в инновационные компании стоит ждать только к середине или концу следующего года. Просто потому, что это процедура достаточно длительная. И не во все компании мы эти деньги привлечем, это надо понимать.
Тем не менее, на форуме нами был опробован новый формат спиддейтинга (короткие презентации бизнес-проектов потенциальным инвесторам — Прим. автора) При опросе компаний-участников этого мероприятия я увидел интерес к такой форме взаимодействия инвесторов и бизнесменов. И думаю, мы и в дальнейшем будем использовать такой формат как в рамках стартап-школы «Тайга», так и других акселерационных программ.
— Чем так важен диалог инновационных предпринимателей именно с венчурными инвесторами?
— Процесс венчурного инвестирования в инновационную компанию иногда сравнивают с браком по расчету. Тут многое должно совпасть. Мало того, чтобы проект был интересным и перспективным с коммерческой точки зрения. Нужно еще чтобы участники проекта и инвесторы совпали ментально, были близки по духу. Потому что им придется в этой компании сосуществовать длительное время и работать вместе в ежедневном режиме. Это не то же, что взять кредит в банке.
Вообще, банковский кредит обычно не является источником инвестиций для инновационного бизнеса. Это объясняется просто: ссуду дают под залог какого-то имущества или какое-то иное обеспечение. А у инновационных компаний, особенно на «посевных» стадиях, нет имущества, которое можно оставить в залог. А зачастую даже патент еще не получен, нет интеллектуальной собственности.
Еще один нюанс — в нашей стране кредитование под залог интеллектуальной собственности, к сожалению, не развито. Поэтому заложить патент либо ноу-хау и получить под это ссуду пока не представляется возможным. Это связано в большей степени с тем, что нет адекватных методов банковской оценки стоимости интеллектуальной собственности, отсутствует, как таковой, рынок интеллектуальной собственности.
Поэтому на ранней стадии развития инновационные компании могут получить средства либо за свой счет, при поддержке семьи, друзей, так называемых «бизнес-ангелов» — здесь идет речь о небольших суммах, как правило от сотен тысяч до нескольких миллионов. Либо же развиваться за счет венчурного инвестирования.
При этом стоит относиться с осторожностью к заявлениям отдельных банков о том, что они занимаются венчурным инвестированием. В большинстве случаев это лишь имитация. Банки не могут полноценно работать в этой сфере, особенно с компаниями на ранней стадии развития. Просто потому, что банковские инвестиции обычно идут в традиционные, не рискованные проекты.
— А какова роль стартап-школы «Тайга» — как в рамках форума, так и в целом иркутского бизнес-сообщества?
— Для того, чтобы поддержка инновационной деятельности в любой региональной системе была эффективной, должна быть создана соответствующая экосистема. То есть наличие нескольких элементов, позволяющих инновационной деятельности эффективно развиваться.
Первое — это обязательное наличие физической инфраструктуры или технопарков, тех же бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов, центров трансферта технологий, центров промышленного дизайна, центров молодежного инновационного творчества и прочего. То есть, той инфраструктуры, куда можно придти и получить место для работы и доступ к оборудованию для реализации проекта.
Второй необходимый элемент — это финансовая инфраструктура. Это денежная поддержка проекта со стороны государства или частных инвесторов. То есть, наличие в регионе государственных средств и мер поддержки инновационной деятельности, наличие грантов, деятельность фондов посевных и венчурных инвестиций.
Следующий аспект — это комплекс консультативных услуг, которые инновационные компании должны получить для эффективного развития. Это возможность получить услуги патентного поверенного, возможность написать бизнес-план инновационного проекта, что не одно и то же с обычным бизнес-планом. Это также различный консалтинг.
Не обойтись и без законодательного обеспечения, наличия в экономической системе региона достаточной правовой базы и нормативно-правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность. Иркутская область, к слову, один из первых регионов, принявших соответствующий закон о поддержке научно-технической и инновационной деятельности.
И последнее — наличие высших учебных заведений и научных учреждений — тех организаций, которые являются поставщиками кадров и инновационных бизнес-проектов на рынок. Все эти аспекты в экономической экосистеме в том или ином виде должны присутствовать. Для каждого региона могут быть свои нюансы. Но не будь хоть одного из этих элементов — и вся система будет неэффективна.
Сейчас у нас сложился острый дефицит физической инфраструктуры для развития малого и среднего инновационного предпринимательства, а также ощущается нехватка финансовых источников. В условиях, когда в Иркутской области эта система еще не построена, наличие таких акселерационных программ как стартап-школа «Тайга», имеет большое значение.
Сюда можно прийти с голой идеей или проектом в любой стадии и получить весь комплекс консалтинговых и сервисных услуг по «упаковке» проекта. То есть, уйти уже с презентацией, тизером, инновационным проектом — тем набором, с которым можно уже обращаться к инвестору. Причем совершенно бесплатно для резидентов школы. Хотя конечно, «Тайга» не подменяет собой наличие физической инфраструктуры.
— Почему же таких бизнес-акселераторов не появляется больше?
— Инновационное предпринимательство пока недостаточно развито как во всей стране, так и в нашем регионе, в частности. Сейчас в стартап-школах обычно работают предприниматели, которые понимают, как из проекта извлечь прибыль, как можно заработать на инновациях, каков цикл возврата вложенных средств.
Чтобы достаточное число таких предпринимателей появилось в регионе, потребовалось определенное время. Категория инновационных предпринимателей уже формируется. На будущий год мы будем помогать им создавать уже частные бизнес-акселераторы. К счастью, есть люди, готовые свои личные средства инвестировать в создание инфраструктуры инновационной деятельности: в создание бизнес-акселераторов, инкубаторов.
Мы также будем наращивать помощь, поскольку такие проекты решают и государственные задачи. Причем помочь не только организационно, но и финансово: деньги на поддержку заложены по одной из подпрограмм областного бюджета.
Беседовал Андрей Щепин, IRK.ru
Автор фото — Александр Шудыкин
танцы с бубнами….)