В Музыкальном театре имени Н. М. Загурского по-настоящему громкая премьера — музыкальное ревю «Crazy dance, или Пять свадеб в один день». Постановщики новинки обещают зрителям праздничное новогоднее настроение, несмотря на то, что действо разворачивается на жарком побережье Балкан. Корреспондент IRK.ru встретился с постановщиками ревю и побывал на генеральной репетиции.
I have a dream, или Зовет мечта
В разгар сибирской зимы в Иркутск пожаловало горячее балканское лето. Жаркий ветер страстей, сумасшедших танцев, лиричных мелодий задует из Музыкального театра имени Загурского. Известный режиссер Анна Фекета снова осуществила свою мечту: создатель покорившего иркутского зрителя мюзикла «12 стульев» в этот раз отважилась на постановку настоящего музыкального ревю с элементами комедии и мелодрамы.
— Какие-то идеи витают в воздухе, а потом ты понимаешь, что нужно сделать что-то такое, что сегодня актуально для зрителя, — рассказывает Анна Фекета. — И тогда ты задаешь себе вопрос: а что бы я хотела? Мне захотелось чего-то светлого, романтичного, какой-то надежды на сказку, на счастливый конец. Особенно в условиях кризиса, когда все плохо, хочется теплого праздника.
В этой постановке Анна выступает в двух амплуа: режиссера и автора либретто. Над музыкальной частью спектакля она работала в соавторстве с дирижером-постановщиком Евгением Зеленцовым. В основу либретто спектакля легли знаменитые хиты группы ABBA. Авторы признаются: в этих песнях столько страсти, лирики, чувств и настоящего театра, что пройти мимо было бы «преступлением».
Место действия спектакля — колоритная Черногория, со всеми ее страстями и эмоциональными обитателями. На берегу теплого моря живет 18-летняя красавица Агата (Екатерина Мощенко, Анна Захаренкова). Недавно в ее жизни произошло грандиозное событие: она встретила своего Принца. Именно так, с большой буквы. Правда, вместо белого коня у возлюбленного статус иностранца и паспорт гражданина Великобритании. Этот досадный факт и есть то самое препятствие, которое обязано сопровождать каждую настоящую Любовь (ту, которая опять-таки с большой буквы).
Мама юной Агаты (Александра Гаращук) придерживается «патриотичной» точки зрения: замуж только за «своего». А обижать маму Агате не хочется, ведь все эти годы она воспитывала ее в одиночку, мужественно сражаясь со всеми проблемами ради дочери.
Сегодня Милане уже под сорок. Кажется, что она давно махнула рукой на себя и свое «женское счастье», ее интересует только возрождение собственного бизнеса — небольшого отеля с поэтичным названием «Остров любви». Но и она грустит вечерами о своей несбывшейся мечте, хотя мастерски убеждает себя в том, что и так счастлива: нужно только наладить бизнес и уберечь от необдуманных поступков неразумную дочь.
— Она нормальная женщина, у нас в России таких много, — описывает свою героиню актриса Александра Гаращук. — Долгие годы она жила одна, поэтому порой ведет себя как «мужик в юбке». Все нежное, трепетное она глубоко затаила в своей душе. Но это не значит, что надежда на чудо ушла и растворилась.
Классическая схема жизни наших героинь дает трещину, когда в их отель приезжают закадычные подружки Миланы — Тифани (Анна Рыбникова) и Бетти (Ирина Мякишева). Разбавить эту женскую компанию честно пытается друг всех трех дам Жетьен Жюли (Егор Кириленко, Станислав Чернышев). Но, судя по ласковому прозвищу Жу-Жу и пристрастию к эффектным нарядам, получается у него это дело плохо.
Дальше в действие ворвутся внезапные гости, в результате чего вместо одной свадьбы, которая и то была под вопросом, священник обвенчает сразу пять пар. О том, как именно это произойдет, мы умолчим. Как говорят кинокритики: поменьше спойлеров. Добавим только, что на пути к долгожданному счастью и мечте герои еще не раз исполнят лиричные песни «шведской четверки». И даже если вы не фанат песен ABBA, готовьтесь подпевать — музыка и искреннее исполнение «зажгут» даже самых молчаливых и скромных зрителей.
Музыка всех связала
Музыкальной составляющей спектакля заведуют артисты, которых в обычной жизни представить на одной сцене очень сложно. Это и оркестр музыкального театра, и хор, который обычно не участвует в постановках эстрадной направленности, и рок-группа Extrovert. Всех вместе их связала любовь к музыке.
Кроме знакомых хитов ABBA, в постановке прозвучит музыка Эмира Кустурицы и Горана Бреговича — для создания того самого неповторимого балканского колорита. Автор музыки к «Балу вампиров» Джим Стейнман отвечает за музыкальный саспенс, а создатель нашумевшего хита Перси Мэйфилд «Hit the road, Jack» — за энергию и драйв.
Но главное — это стопроцентный живой звук, несмотря на сложность всех вокальных и инструментальных партий. Прямо так и просится модный нынче на телевидении значок «ЖЗ».
— В своих последних работах я настоятельно пытаюсь пойти в сторону живого звука, — замечает дирижер-постановщик ревю Евгений Зеленцов. Никакой фонограммной записи. Зачем, когда есть оркестр, который может сыграть любую музыку, когда есть Extrovert. Думаю, зритель в очередной раз убедится, что нашим музыкантам любой стиль по плечу — джаз, эстрада. Материал радостный, веселый, интересный и, что важнее всего, знакомый и близкий почти каждому нашему зрителю.
Еще одна «фишка» — хор музыкального театра, который обычно не участвует в эстрадных мюзиклах и постановках. Их «вотчина» — это оперетты, но на сей раз сделано исключение. Евгений Зеленцов признается, что воспользоваться услугами профессиональных бэк-вокалистов не было возможности, поэтому на бэк-вокал привлекли солистов хора театра, которые отлично справились с этой задачей.
Танцуют все!
В спектакле «Crazy dance, или Пять свадеб в один день» не только поют и поголовно женятся, здесь еще танцуют. При этом танцы — на грани акробатических номеров: актрисы ловко запрыгивают на руки своих сценических возлюбленных, выписывают немыслимые пируэты и па. Добавьте к этому пляски массовки на столах и водолаза, зажигающего в ластах, — и вы получите самый живой и подвижный спектакль сезона. Хореограф спектакля, москвич Алексей Ищенко, называет эту постановку не иначе как «танцевальный блокбастер».
— Для меня было большой неожиданностью, что танцуют все: и хор, и балет, и солисты-вокалисты, — рассказывает Алексей. — Несмотря на сложность вокальных моментов, все двигаются в зажигательных ритмах. Это те танцы, которые помогают ощутить зрителю всю живость, страсть. Меня часто спрашивают, что нужно для того, чтобы человек танцевал. Я отвечу: главное — желание. Здесь у всех актеров жгучее желание танцевать.
Фейерверк эмоций
Создатели спектакля отмечают, что подготовка к премьере проходила в сжатые сроки — репетиции длились всего месяц. Впрочем, по признанию актеров, это стандартная картина: артисту сколько времени ни дай, ему все мало.
— Еще бы чуть-чуть времени, и мы сумели бы все как надо «впеть» и «выграть», — вздыхает Александра Гаращук. — Как говорила Лия Ахеджакова про одного критика: что же он пришел на премьеру, вот на десятый бы спектакль пришел… Но я уверена, зрителю понравится. Ведь все будет хорошо: все поженятся.
Заядлый театрал, разумеется, заметит, как схож сюжет спектакля с хитом 90-х годов, мюзиклом английского постановщика Джуди Креймер «Мама миа». Но при первом же просмотре становится ясно — это совершенно другой мюзикл, единственное сходство — музыка ABBA.
— У нас Балканы, у нас эмоции, страсть, жизнь, — говорит Анна Фекета. — Я с огромной радостью и огромным наслаждением всегда возвращаюсь в Иркутск. Жители вашего города должны гордиться, что у вас есть такой профессиональный и разноплановый театр. Это безумное удовольствие работать с такой труппой — с актерами, которые настолько профессиональны, талантливы, и главное — всегда горят.
В свою очередь, артисты называют своего режиссера «человек-фейерверк» и признаются, что собирались на каждую репетицию, как на праздник. Много шуток, много юмора и позитивной энергии — и все это вложено в спектакль. Эта постановка — дебют двух молодых актрис — Анны Захаренковой из Луганска и Екатерины Мощенко из Минска.
— Совершенно замечательные девочки, таких актрис в театре еще не было, — замечает режиссер театра и исполнительница роли Бетти Ирина Мякишева. — Сегодня у нас в театре идет большой процент мюзиклов, обе наши дебютантки как раз «мюзикловые артистки». Кроме того, они настоящие принцессы, которые так необходимы были нашему театру. В театре всегда должны быть своя принцесса и своя Джульетта.
Ирина Мякишева обещает: каждый зритель получит от премьеры все, чего ожидал — юмор, красивую музыку или не менее красивую историю любви. Этот спектакль, действительно, трудно охарактеризовать или наклеить «ярлык» какого-то определенно жанра. Здесь, как в красочном калейдоскопе, собрано все: это и танцевальное шоу, и мюзикл, и лирическая мелодрама.
Получился двухчасовой театральный психотренинг о том, как поверить в мечту и превратить ее в сказочную love story. Даже если тебе за сорок. Пожалуй, это даже история о том, как встретиться со всеми проблемами, невзгодами и подступающей старостью и при этом демонстративно с ними не поздороваться.
Надежда Гусевская, IRK.ru
К чему кокетство, что это совсем другой мюзикл, так же Мама Миа