Уже несколько месяцев иркутские автошколы работают по новым правилам. Требования к учебным программам ужесточили, за материально-технической базой установили пристальный надзор. Как в новых рамках работают заведения по подготовке водителей и не придется ли клиентам автошкол платить за новые требования к обучению, выяснял корреспондент ИА «Иркутск онлайн».
На утверждении
В августе 2014 года, когда еще только вступили в силу только общие положения новых правил обучения водителей, ни представители ГИБДД, ни руководители автошкол не получали конкретных требований и нормативов, согласно которым следует обучать будущих шоферов. Как трактовать обязанность иметь в автошколе модель двигателя в разрезе — нужно ли закупать специальный макет или же можно распилить настоящий мотор? И таких неясностей было немало.
Принятие соответствующих стандартов, четко описывающих новые требования, затянулось на несколько месяцев. В это время участники рынка автообучения находились в подвешенном состоянии и закономерно возмущались из-за того, что депутаты Госдумы «пустили телегу впереди лошади». При этом крупные и оснащенные учебные центры поддержали нововведения как важный и нужный шаг к упорядочиванию сферы подготовки автомобилистов.
Необходимые регламенты уже приняты, у инспекторов ГИБДД настала горячая пора. В регионе полным ходом идет проверка соответствия учебных планов и материально-технической базы автошкол на соответствие новым стандартам. По данным службы по надзору в сфере образования, в регионе насчитывается 149 автошкол, из них 28 — в Иркутске.
Представители каждого учебного заведения должны предоставить в автоинспекцию сведения о новых учебных планах и данные о техническом оснащении. Эти требования включают в себя наличие подготовленных преподавателей, психологов, а также демонстрационные и обучающие материалы, специальные тренажеры, соответствующие учебные автомобили и автодром (свой или арендуемый).
Для подготовки водителя категории «В» в учебном центре должны как минимум быть макеты всех основных узлов и агрегатов легкового автомобиля в разрезе, а также — учебные класс и автомобиль. Продолжительность программы обучения должна составлять не менее 190 часов, из которых 130 отводится на теоретические занятия и еще 60 — на практическое вождение. Меньше утвержденного количества часов быть не должно. Увеличивать их и вводить в программу авторские уроки и программы никто не запрещает.
По итогам анализа документов, учебных планов и сверки с положениями закона, автоинспекторы готовят соответствующие заключения. В них выносится решение о том, по каким категориям та или иная школа может вести обучение. Без такого заключения, как и без лицензии Рособрнадзора, автошкола теперь не имеет права работать.
По словам, автоинспектора УГИБДД по Иркутской области Алексея Попова, проверки идут в рабочем режиме. Нарушения в поданных документах в основном носят технический характер, то есть связаны с оформлением документов. Инспектор подчеркнул, что грубых несоответствий новым стандартам пока не выявлено. Более 60 автошкол уже получили заключения и спокойно продолжают работать. Остальным учебным центрам следует не тянуть с подачей необходимой документации.
— Из-за замечаний, которые выявляются в процессе проверки документов, автошкола не закрывается, — отмечает Алексей Попов. — Это является проблемой по получению заключения для обучения водителя. То есть, пока не получат наше заключение — учить не могут.
Хотя полномочия по надзору за автошколами переданы госавтоинспекции, определенными надзорными полномочиями обладает и региональная служба по надзору в сфере образования. Автошколы теперь определяются в федеральном законе «Об образовании» как полноценные учебные заведения. Соответственно, обрнадзор выдает автошколам лицензии на осуществление образовательной деятельности и контролирует выполнение ими положений закона.
Другой вопрос, что такие лицензии по факту бессрочные и отозвать их, возможно, только через суд. Но надзорный орган может приостановить действие лицензии у конкретного учреждения, если в автошколе обнаружат нарушения стандартов. Правда, в ведомстве уточняют, что прецедентов с приостановкой лицензий в Иркутской области пока не было.
Цена качества
Новые правила привели к увеличению сроков обучения. Если раньше курсы занимали в среднем два—три месяца, то сейчас на это может уйти до полугода. О самоподготовке и сдаче экзамена экстерном стоит забыть.
Очевидно, что такая привязка к обязательной учебе в автошколе не по душе некоторым будущим автомобилистам, уже имеющим навыки вождения и считающим водительские курсы пустой тратой времени и денег. При этом, в иркутских автошколах пока не произошло резкого роста стоимости обучения, несмотря на увеличение количества учебных часов. Стоимость теоретического курса в иркутских автошколах варьируется от 10 до 15 тысяч рублей. Час вождения стоит от 400 рублей, при обязательном двухчасовом уроке.
Ученики автошкол уже заметили изменения. Жительница Иркутска Дарья пошла учиться в июне прошлого года и застала момент, когда учебное заведение стало переходить на новые стандарты работы. Девушка отмечает, что увеличение количества часов теории и практики идет только на пользу при подготовке к экзамену, материал лучше усваивается, а обязательные два часа вождения позволяют лучше отработать навыки. При этом пока увеличение времени учебы не привело к серьезному подорожанию — за полный курс подготовки Дарья отдала примерно 27 тысяч рублей.
— Изменения, касающиеся сдачи экзамена на получение прав, мне были только плюсом, — отмечает Дарья. — Поскольку у меня прописка в Саянске, если бы я пошла сдавать раньше, то пришлось бы либо делать иркутскую прописку, либо ехать домой. Сейчас же можно пройти экзамен в Иркутске по направлению от автошколы.
Руководитель Байкальской региональной ассоциации автомобильных школ Иркутской области Владимир Свиридов позитивно смотрит на изменения в сфере подготовки водителей. Автошколы, входящие в объединение, получают заключения в ГИБДД без проблем. Также эксперт отметил, что, несмотря на очевидные ужесточения, крупным автошколам бояться нечего. Многие обязательные нововведения у фирм, давно зарекомендовавших себя на рынке, давно действуют и без указки законодателей. А так называемые «серые» автошколы уйдут с рынка сами, не справившись с новыми стандартами обучения.
Владимир Свиридов подчеркнул, что в конечном счете новые стандарты подготовки приведут к более качественному обучению. Но многое зависит от будущего водителя, человек должен сам понимать, что несет ответственность за свою жизнь и жизни окружающих. Это не зависит от количества часов теории и практики в автошколе.
В свою очередь, автоинспекторы напоминают, что теперь автошколы должны иметь необходимые разрешительные документы: помимо лицензии, это также заключение на соответсвие стандартам обучения с перечнем категорий, по которым она имеет право вести обучение. Со списком автошкол региона, прошедших необходимые согласования в ГИБДД, можно ознакомиться по ссылке.
Андрей Щепин, ИА «Иркутск онлайн»
В свое время, когда я учился в автошколе, большинство учащихся в моей группе были девушки! И это вообщем то нормально
Милые дамы! Желаю вам поменьше попадать в ДТП и побольше уверенности за рулем 